Схиигуменья Мария (1879 — 1961)

Краткая биографическая справка

Дата рождения: Неизвестно (в некоторых источниках 1863 г.1, вероятнее — 1879 г.)
Дата смерти: 16 августа 1961 г.
Место смерти: Загорск (Сергиев Посад)

Схиигуменья МарияC.И. Фудель называет схиигуменью Марию «духовной наставницей многих»2. Начиная с 30-х годов в Загорске она являлась главой тайной монашеской общины, не признавшей митрополита Сергия (Страгородского) и считавшей своим епископом владыку Афанасия (Сахарова). Сергей Иосифович посещал ее в 50-х годах. Прот. Игорь Мальцев, близкий друг о. Андрея Каменяки, женившийся на сестре его жены, Вере Петровне Ермолаевой, жил в одном доме с м. Марией.

Духовный путь

С.И. Фудель упоминает об обстоятельствах ее монашеского пострига (данные воспоминаний о том, насельницей какого из монастырей она была, расходятся; вообще сведения о ее жизни до Загорского периода ограничены); пишет он и о личном посещении схимницы, которое состоялось уже после окончания его третьей ссылки3:

Схиигумения Мария, о которой я уже упоминал, пошла в монастырь лет 16–ти. Отец ее был богатый купец, а матери она не помнила. Была у нее добрая и верующая по–настоящему няня. И вот отец решил, что пора ее выдавать замуж. Был назначен день, когда придет сваха с женихом, и будут «смотрины». В этот день она, печальная и о замужестве своем не думающая, должна была надеть какое–то особенное парадное платье из красного атласа. В этом платье она и сидела одна в большом двухсветном зале, ожидая гостей и жениха. Гости задержались, а она, положив руки на стол, а на руки голову, неожиданно заснула. И вот она видит, что открываются двустворчатые двери, и в комнату входит высокая Госпожа в таком сияющем одеянии, что ей стало страшно. Госпожа прямо подошла к ней, взяла ее левую руку и трижды намотала на нее четки со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Девушка проснулась и бросилась к няне с рассказом о видении. Няня сразу и твердо сказала: «Никаких женихов! Пойдем наверх к себе». Там она велела повязать щеку платком, а сама пошла к отцу и объявила, что «у девочки заболели зубы». Смотрины были отменены, а вскоре отец, устрашенный видением, сам отпустил ее в монастырь.

Я только один или два раза был у матушки Марии, уже в 50–х годах. Она так поддержала меня в это время большого моего одиночества.

Вероятно, схиигуменья Мария была духовной дочерью юродивого епископа Николая (Парфенова), и «унаследовала» от него тот же подвиг юродства4. Последние годы епископ Николай жил в г. Киржач Владимирской области (арестован в 1936 г., умер по данным архивов в 1939 г. в тюрьме г. Владимира). Дом, где располагалась община, был куплен для схиигуменьи Марии и семьи Мальцевых на личные средства владыки Николая; Мальцевы выдавали ее за дальнюю родственницу семьи. Схиигуменья Мария пребывала в затворе, и лично с епископом Николаем после переезда в Загорск не общалась, только через духовных чад.

Схиигумения Мария относилась к «непоминающим», то есть не признавшим митрополита Сергия (Страгородского) главой Русской православной церкви. Своим правящим епископом община м. Марии считала епископа Афанасия (Сахарова). После 1945 г., когда патриархом был избран Алексий I, владыка Афанасий выступил с посланием к своим духовным чадам, в котором призывал восстановить общение с Московским Патриархатом (послание было подписано также иеромон. Иераксом (Бочаровым) и свящ. Петром Шипковым, которые были арестованы по одному делу с владыкой Афанасием в 1943 г.), что и было выполнено общиной м. Марии. Ее совета по этому вопросу просила В.Я. Василевская, о чем и пишет в своих воспоминаниях5:

Причащаться во вновь открытых храмах мы еще не решались: шли слухи, что подписи в письме могли быть подделаны. Долго оставаться в таком недоуменном состоянии было невозможно, и я решила поехать к матушке Марии, которую так ценил и уважал о. Петр. Пусть ее слово будет последним. Матушка встретила меня словами: «Вы в какую церковь ходите?». Вместо ответа я расплакалась. Матушка успокоила меня и сказала, что в подлинности письма сомневаться нет оснований. И о. Петр через кого-то передал: «В храмы ходить можете и причащаться, но с духовенством сближаться подождите».

Мать Мария и ее послушницы приняли горячее участие в восстановлении Троице-Сергиевой лавры в 1946 г. Монахини пекли просфоры для лавры и собирали пожертвования. Одними из первых послушников лавры были духовные дети матушки Марии Игорь Мальцев и Александр Хархаров.

Дом, в котором находился монастырь под руководством схиигуменьи Марии. Сергиев Посад, Кустарная, 28. Фотография С. Бессмертного

Посетители6

По воспоминаниям М. К. Карповой, в доме у матушки в Загорске бывали известные церковные деятели: первый наместник лавры о. Гурий (Егоров), впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский; митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд); студент Московской Духовной семинарии Академии Николай Николаевич Гондаровский (в иночестве Варфоломей), впоследствии епископ Саратовский и Волгоградский; Тихон Тихонович Пелих, впоследствии протоиерей Ильинской церкви Загорска и духовник учащихся МДС и МДА; студент Московской Духовной академии Юрий Смирнов, впоследствии архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий; архимандрит Кирилл (Павлов; род. в 1919 г.); бывал у нее и иеромонах Пимен, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий вспоминает:

Свет трудно скрыть среди тьмы времени. Люди тянулись к такому духовному человеку, как монахиня Мария, получая поддержку в вере, которую подмывает окружающий мир своими прелестями. Мне тоже выпало счастье бывать у матушки неоднократно, беседовать с ней, слышать о том, что еще не вмещала моя душа, — о сокровенной жизни здесь, несмотря на тяжкие обстоятельства земной юдоли, которая переходит в будущую вечность. Она не сходила со своего одра, будучи болезненной, но вся светилась в лице свой верой и внутренней молитвой. У нее было правило — творить беспрестанно молитву «Богородице Дево», т. е. Богородичное правило, что осеняло ее свыше. Келия ее небольшая была полна икон и лампад. С ее столика мне достался ее монашеский крест, причем смонтированный пластинкой после ее поединка в руке с ним со злыми духами, набросившимися на нее со всех сторон, растаскивавшими одежду и тащившими даже за волосы, как она о том поведала мне в одно из посещений ее домика. От нее же мне поступила по ее кончине игуменская палка с серебряным обрамлением… прежде всего на помощь свыше как основной опоры в нашей жизнедеятельности… На отпевание ее я не мог уже быть. Царствие ей Небесное! Она его чувствовала еще при жизни, и все невзгоды, гонения, несчастья земные прошли перед ней, как одна лишь тень, не заслонившая света ее веры, чем высок и свят каждый человек.

Сохранились воспоминания протоиерея Александра Меня7:

…я часто жил у покойной схиигуменьи Марии, которая во многом определила мой жизненный путь и духовное устроение. Подвижница и молитвенница, она была совершенно лишена черт ханжества, староверства и узости, которые нередко встречаются среди лиц ее звания. Всегда полная пасхальной радости, глубокой преданности воле Божией, ощущения близости духовного мира, она напоминала чем-то преподобного Серафима или Франциска Ассизского. Я тогда, в сороковые годы, считал (да и сейчас считаю) ее подлинной святой. Она благословила меня (23 года назад) и на церковное служение, и на занятия Священным Писанием. У матери Марии была черта, роднящая ее с Оптинскими старцами и которая так дорога мне в них. Эта черта — открытость к людям, их проблемам, их поискам, открытость миру. Именно это и приводило в Оптину лучших представителей русской культуры.

Связи

  • святитель Афанасий (Сахаров);
  • еп. Гурий (Егоров);
  • Вера Яковлевна Василевская;
  • прот. Александр Мень;
  • прот. Игорь Мальцев — схиигум. Мария с сестрами делила с ним один дом;
  • Алексей Борисович Ветвицкий — двоюродный брат о. Игоря Мальцева;
  • Маргарита Константиновна Карпова — сестра о. Игоря Мальцева;
  • иеросхимонах Глинской пустыни Серафим (Романцов) — духовное окормление общины с 1947 г. по 1961 г.

Состав общины (по воспоминаниям А.Б. Ветвицкого, письмо к Алексею Руфимовскому8)

  • Лидия Федоровна Кузменкова («казначей», были ли тайной монахиней — неизвестно);
  • м. Досифея (Вержбловская);
  • м. Арсения;
  • м. Палладия (подвизавшаяся ранее в Хотьковском монастыре);
  • м. Христофора (впоследствии в схиме Сергия);
  • Маня (монахиня Мария);
  • горбатенькая Рая (монахиня Мария).

Литература

  1. Василевская В.Я. Катакомбы XX века. Воспоминания. М.:Фонд имени Александра Меня, 2001.
  2. Руфимский, А.В. «Последняя пустынная церковь» епископа Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: заметки к биографии подвижницы // Вестник Церковной истории. М., 2008 г. №3(11).

Примечания:

  1. Согласно мнению А.В. Руфимского, схиигуменью Марию можно отождествить с Иулианой Иаковлевной Горбатовой (в девичестве Багаевой, вдова с 1914 г.), принявшей постриг по благословению архиепископа Фаддея (Успенского) в 1928 г. Основанием для отождествления служит фотография инокини Ксении, похожая на фотографии схиигуменьи Марии, а также, как пишет автор, «очевидные фактологические совпадения и родство духовных биографий». См. подробнее: А.В. Руфимский. Схиигумения Мария и «Пустынная Церковь» священномученика Николая (Парфёнова), епископа Аткарского. Агиологическое исследование. Саратов-Камышин-Волгоград, 2009. С.70—73.
  2. У стен Церкви, С. 91.
  3. У стен Церкви, С. 153—154.
  4. Алексей Руфимский. Последняя «пустынная церковь» епископа Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: заметки к биографии подвижницы [URL].
  5. Василевская, В.Я. Катакомбы XX века. Ссылка: http://www.alexandrmen.ru/books/katakomb/ktkmb11.html.
  6. Источник: Руфимский А. Последняя «пустынная церковь» епископа Николая (Парфенова) — община схиигумении Марии: заметки к биографии подвижницы // Вестник Церковной истории. Москва, 2008 г. №3(11) [URL].
  7. Прот. Александр Мень. Из письма к Е.Н. // Василевская, В.Я. Катакомбы XX века. Ссылка: http://www.alexandrmen.ru/books/katakomb/ktkmb11.html.
  8. Источник: Руфимский А. Ук. соч. [URL].