«Безмыслие», «недомыслие» или просто «хамство»…
Цитата: Надежда от 03.12.2024, 20:59С.И. Фудель пишет в воспоминаниях об отце, что монастырский «оптинский» дух, с которым о. Иосиф начал служение был «чужим и непонятным» даже в среде духовенства («Воспоминания», М.: Русский путь, 2012. С. 26). Отец Иосиф пытался привлечь к церковной жизни образованных жителей Белостока, бывал почти во всех интеллигентных семьях. Здесь его также ждало разочарование: «буквально не с кем душу отвести в разговоре. Всё или «безмыслие», или «недомыслие», или узкая специальность, съевшая человека, или просто хамство», — писал он своему наставнику и другу К.Н. Леонтьеву. Употребленное о. Иосифом слово «хамство» нуждается в небольшом комментарии. Это было словечко Леонтьева, которым он обозначал определенный тип отношений между людьми, дух мещанства, идею прогресса, истоком которых он считал современную западноевропейскую цивилизацию. Например, хамством он называл употребление в речи слов паразитов или строительство Эйфелевой башни в центре Парижа. Для иллюстрации можно привести отрывок из письма Иосифу Фуделю:
…нельзя не уважать дуэли; это дело благородное и трагическое, и у меня, напр(имер), сложилась издавна насчет оскорблений такая постепенность: лучше всего, конечно, «подставить ланиту» по-Евангельски оскорбителю (но и то при действительной вере); потом дуэль; потом самому — по-русски побить, если в силах; ну — а уж Мировому жаловаться, «в полицию тащить» … тут ни Христианского, ни молодецкого ничего нет, а прямо хамство! (Из письма О.И. Фуделю от 22 апреля 1888 г. «Преемство от отцов»: Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания. СПб., 2012. С. 68.)
«Боже мой! Что теперь делал бы Леонтьев, если бы дожил до наших дней и увидел бы это торжествующее хамство во всех уголках жизни сверху донизу?!» — писал прот. Иосиф Фудель незадолго до своей смерти в 1918 году. (Обрученный Церкви. Протоиерей Иосиф Фудель: Жизнеописание. Воспоминания. Письма К.Н. Леонтьеву / М.: ПСТГУ, 2020. С. 152.)
С.И. Фудель пишет в воспоминаниях об отце, что монастырский «оптинский» дух, с которым о. Иосиф начал служение был «чужим и непонятным» даже в среде духовенства («Воспоминания», М.: Русский путь, 2012. С. 26). Отец Иосиф пытался привлечь к церковной жизни образованных жителей Белостока, бывал почти во всех интеллигентных семьях. Здесь его также ждало разочарование: «буквально не с кем душу отвести в разговоре. Всё или «безмыслие», или «недомыслие», или узкая специальность, съевшая человека, или просто хамство», — писал он своему наставнику и другу К.Н. Леонтьеву. Употребленное о. Иосифом слово «хамство» нуждается в небольшом комментарии. Это было словечко Леонтьева, которым он обозначал определенный тип отношений между людьми, дух мещанства, идею прогресса, истоком которых он считал современную западноевропейскую цивилизацию. Например, хамством он называл употребление в речи слов паразитов или строительство Эйфелевой башни в центре Парижа. Для иллюстрации можно привести отрывок из письма Иосифу Фуделю:
…нельзя не уважать дуэли; это дело благородное и трагическое, и у меня, напр(имер), сложилась издавна насчет оскорблений такая постепенность: лучше всего, конечно, «подставить ланиту» по-Евангельски оскорбителю (но и то при действительной вере); потом дуэль; потом самому — по-русски побить, если в силах; ну — а уж Мировому жаловаться, «в полицию тащить» … тут ни Христианского, ни молодецкого ничего нет, а прямо хамство! (Из письма О.И. Фуделю от 22 апреля 1888 г. «Преемство от отцов»: Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания. СПб., 2012. С. 68.)
«Боже мой! Что теперь делал бы Леонтьев, если бы дожил до наших дней и увидел бы это торжествующее хамство во всех уголках жизни сверху донизу?!» — писал прот. Иосиф Фудель незадолго до своей смерти в 1918 году. (Обрученный Церкви. Протоиерей Иосиф Фудель: Жизнеописание. Воспоминания. Письма К.Н. Леонтьеву / М.: ПСТГУ, 2020. С. 152.)