Круг церковного общения в 1960-е гг.
Цитата: Редакция сайта от 13.09.2025, 22:18К концу 1950-х гг., несмотря на ряд неудач, связанных с попыткой построить свой дом в Лебедяни и Усмани, быт С.И. Фуделя немного устроился: был продан дом в Загорске, к нему переехала Вера Максимовна с младшей дочерью. А с переездом в 1962 году в г. Покров стали возможны более частые поездки в Москву, где Сергей Иосифович смог возобновить отчасти свой старый круг знакомых. Об этих поездках, о бережно хранимых от посторонних глаз связующих нитях церковного общения мы узнаем по крупицам из редких воспоминаний, отрывков писем, случайно оброненных словах в интервью очевидцев тех лет…
К концу 1950-х гг., несмотря на ряд неудач, связанных с попыткой построить свой дом в Лебедяни и Усмани, быт С.И. Фуделя немного устроился: был продан дом в Загорске, к нему переехала Вера Максимовна с младшей дочерью. А с переездом в 1962 году в г. Покров стали возможны более частые поездки в Москву, где Сергей Иосифович смог возобновить отчасти свой старый круг знакомых. Об этих поездках, о бережно хранимых от посторонних глаз связующих нитях церковного общения мы узнаем по крупицам из редких воспоминаний, отрывков писем, случайно оброненных словах в интервью очевидцев тех лет…
Цитата: Редакция сайта от 13.09.2025, 23:19В воспоминаниях филолога Владимира Исидоровича Кейдана о церковной жизни в Москве во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. имя С.И. Фуделя не упоминается. Тем не менее, публикуем здесь ссылку на воспоминания, так как круг людей, с которыми В.И. Кейдан познакомился вскоре после начала учебы на филологическом факультете МГУ (в 1965 году), отчасти пересекается к кругом знакомств С.И. Фуделя, который примерно в это же время бывал в храме Ильи Обыденного. Владимир бывал в доме будущего священника Ильи Шмаина (см. воспоминания его супруги М.В. Шмаиной-Великановой о встречах с С.И. Фуделем), где проходили катехизические беседы. В 1971 году его крестил священник храма Ильи Обыденного Владимир Смирнов. Бывал он и на тайных семинарах, посвященных изучению русской религиозной философии, библейских текстов, церковно-славянского языка, где собирался круг людей, близких о. Александру Меню. Это были люди, лично знавшие С.И. Фуделя. Через о. Николая Ведерникова ему довелось сотрудничать с Верой Александровной Рещиковой (в девичестве Угримовой) в издательском отделе Московской патриархии в работе над переводами В.Н. Лосского и редактором ЖМП Евгением Алексеевичем Кармановым (о сотрудничестве С.И. Фуделя с издательством ЖМП см. статью Д.Д. Черепанова «Мы вериги несем на теле / не рассказанных этих лет») . Вера Александровна в ранней юности дружила с Верой Максимовной и Сергеем Иосифовичем Фуделем, ей посвящено одно из его стихотворений, связанных с памятью прот. Иосифа Фудель.
Упоминание этого круга людей в интервью Владимира Исидоровича не случайно. Через общение с ними передается наследие «самой сердцевины русского православия», как называл их Н.А. Бердяев, — учителей и старших товарищей Фуделя.
В 1974 г. В.И. Кейдан в рамках проекта Института мировой литературы «Блок в письмах и воспоминаниях современников начал составление антологии писем и дневниковых записей поэтов и философов Серебряного века, которая была расширена и опубликована как хроника религиозной, общественной и культурной жизни в письмах и дневниках современников 1829–1923 гг. «Взыскующие Града».
В воспоминаниях филолога Владимира Исидоровича Кейдана о церковной жизни в Москве во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. имя С.И. Фуделя не упоминается. Тем не менее, публикуем здесь ссылку на воспоминания, так как круг людей, с которыми В.И. Кейдан познакомился вскоре после начала учебы на филологическом факультете МГУ (в 1965 году), отчасти пересекается к кругом знакомств С.И. Фуделя, который примерно в это же время бывал в храме Ильи Обыденного. Владимир бывал в доме будущего священника Ильи Шмаина (см. воспоминания его супруги М.В. Шмаиной-Великановой о встречах с С.И. Фуделем), где проходили катехизические беседы. В 1971 году его крестил священник храма Ильи Обыденного Владимир Смирнов. Бывал он и на тайных семинарах, посвященных изучению русской религиозной философии, библейских текстов, церковно-славянского языка, где собирался круг людей, близких о. Александру Меню. Это были люди, лично знавшие С.И. Фуделя. Через о. Николая Ведерникова ему довелось сотрудничать с Верой Александровной Рещиковой (в девичестве Угримовой) в издательском отделе Московской патриархии в работе над переводами В.Н. Лосского и редактором ЖМП Евгением Алексеевичем Кармановым (о сотрудничестве С.И. Фуделя с издательством ЖМП см. статью Д.Д. Черепанова «Мы вериги несем на теле / не рассказанных этих лет») . Вера Александровна в ранней юности дружила с Верой Максимовной и Сергеем Иосифовичем Фуделем, ей посвящено одно из его стихотворений, связанных с памятью прот. Иосифа Фудель.
Упоминание этого круга людей в интервью Владимира Исидоровича не случайно. Через общение с ними передается наследие «самой сердцевины русского православия», как называл их Н.А. Бердяев, — учителей и старших товарищей Фуделя.
В 1974 г. В.И. Кейдан в рамках проекта Института мировой литературы «Блок в письмах и воспоминаниях современников начал составление антологии писем и дневниковых записей поэтов и философов Серебряного века, которая была расширена и опубликована как хроника религиозной, общественной и культурной жизни в письмах и дневниках современников 1829–1923 гг. «Взыскующие Града».
Цитата: Даниил от 27.09.2025, 20:54К этому же периоду относится кое-что в воспоминаниях Андрея Борисовича Ефимова из недавно опубликованного интервью: https://pstgu.ru/actual/o-vremeni-i-o-sebe/ukhvativshis-za-khrista-iz-zhizni-tserkvi-v-epokhu-skrytykh-goneniy/
К этому же периоду относится кое-что в воспоминаниях Андрея Борисовича Ефимова из недавно опубликованного интервью: https://pstgu.ru/actual/o-vremeni-i-o-sebe/ukhvativshis-za-khrista-iz-zhizni-tserkvi-v-epokhu-skrytykh-goneniy/