«Вы для меня звено из золотой цепи близких…»1
Мария Федоровна Мансурова — дочь Федора Дмитриевича Самарина (племянника известного славянофила Ю.Ф. Самарина и брата А.Д. Самарина, обер-прокурора Святейшего Синода), племянница С.Н. и Е.Н. Трубецких (по матери). Ее отец вместе с М.А. Новоселовым стоял у истоков Братства Святителей Московских2.
Жена священника Сергия Мансурова, автора «Очерков из истории Церкви».
Сергей Иосифович Фудель впервые встретил Марию Федоровну и Сергея Павловича Мансуровых в 1918 году, и затем продолжал иногда их встречать (в том числе, в конце 1920-х гг. у своей сестры Лидии), но не был близко знаком с ними3. Он, видимо, ощущал некоторую дистанцию («Я не подходил и не здоровался (наверное, Вы бы и не заметили)», — пишет он в 1964 г.4)… Важным это «знакомство издалека» оказалось в начале 20-х годов: образ Марии Федоровны и Сергея Павловича, «всегда вместе и всегда несколько врозь идущих по москов[ским] улицам», становится для Фуделя образом «двух идущих к Богу». Приходится подчеркнуть и слова о «двух идущих», поскольку начало 1920-х гг. — это время обручения С.Фуделя и В.М. Сытиной, и слова «идущих к Богу»: в это же время молодой Фудель ощущает себя на распутье, символом которого в его «Воспоминаниях» становится беседа с почитаемым старцами Гефсиманского скита юродивым Гаврюшей в мае 1921 года.
«Гаврюша, — сказал я, — что мне? Идти в монастырь или жениться?» И тут только, впервые в жизни, я увидел близко грозный взгляд блаженного. «А мне что! Хоть женись, хоть не женись», — в голосе была явная досада. Он пошел дальше по дорожке между цветов, потом вдруг обернулся и прибавил: «А в одном мешке Евангелие с другими книгами нельзя носить».
Мой вопрос был праздный: я тогда был одинаково не готов ни к монашеству, ни к браку. А замечание блаженного шло прямо в цель. Раздвоенность души — это все та же немощь веры, боящейся идти до конца за Христом5.
В Мансуровых молодой Фудель увидел явление Церкви, посвятившей себя Богу и стремящейся к Нему Одному: «я глядел и, несмотря на всю свою вечную темноту, читал жадно, точно открывающуюся для меня книгу о какой-то недоступной для меня и в то же время вожделенной жизни — света и правды»6.
Видением Церкви пронизано и первое письмо Сергея Иосифовича к М.Н. Мансуровой 1964 года, главное содержание которого — благодарность за свет Церкви, раскрывающийся в общении святых. В этом свете нет забвения («по всем бесконечным дорогам жизни я где-то внутри нес в себе и это «видение» — двух идущих к Богу»), в нем теряет власть время и пространство, так что опытно переживается вселенская природа Церкви, и от эпохи священномученика Поликарпа и мученицы Перпетуи через века доходят слова, которые «проникают человека насквозь».
Фудель о М.Ф. Мансуровой
С. И. Фудель в 1964 г. писал Марии Федоровне:
…Знал я Вас и С. П. с 1918 года, и вот — без всяких книг — знание Вас и его вместе было именно с тех пор для меня тоже эпохой. Кроме нескольких слов в 28 (29?) году у сестры Лиды я, кажется, никогда и не говорил ни с ним, ни с Вами, но я много раз встречал вас обоих, всегда вместе и всегда несколько врозь идущих по москов[ским] улицам еще до его священства.
Я не подходил и не здоровался (наверное, вы бы и не заметили), но я глядел и, несмотря на всю свою вечную темноту, читал жадно, точно открывающуюся для меня книгу о какой-то недоступной для меня и в тоже время вожделенной жизни — света и правды. Простите, что так откровенно пишу. Но я думаю, что может быть, прожив жизнь без достаточной оценки, иногда и нужно узнать, что прожита жизнь не даром, что кому-то и когда-то была подана милостыня. Это было, наверно, начало 20-х годов, и с тех пор по всем бесконечным дорогам жизни я где-то внутри нес в себе и это «видение» — двух, идущих к Богу. «Не нам, не нам, но имени Его воздадим славу». Но спасибо и вам обоим. Вот как можно влиять на людей, не написав им ни строчки и даже не разговаривая с ними!7
Связи и места
- Племянница С.Н. и Е.Н. Трубецких, племянница А.Д. Самарина, обер-прокурора.
- Начиная с 1917 г. — Сергиев Посад / Загорск:
- М.А. Новоселов, С.А. Мечев, семья Голубцовых , семья В.В. Розанова
- С конца 1910-х близкие друзья с М. В. Шиком (в будущем о. Михаил) и Н.Д. Шик.
- 1925—1925 гг. знакомство с еп. Серафимом (Звездинским) в Аносиной пустыни.
- C 1950 по 1976 гг. — г.Боровск.
- Место захоронения: Московская обл., г .Верея, городское кладбище, рядом с могилой о.Сергия Мансурова.
Литература
- Письма С.И. Фуделя к М.Ф. Мансуровой (1960-е — 1970-е гг.). Из архива священника Сергия и М.Ф. Мансуровых / Публ. и пред. прот. В. Воробьева и Н.Ф. Тягуновой. Прим. прот. В. Воробьева и др. // Вестник ПСТГУ. Серия II. 2009. № 3(32). С. 141—157. [PDF]
- Тягунова Н.Ф. Отец Сергий и Мария Федоровна Мансуровы. URL: http://pstgu.ru/scientific/newest/news_hist_RPC2/2013/05/30/46613/ (Дата обращения: 11.10.2016).
- Самарины. Мансурины: Воспоминания родных. М.: ПСТГУ, 2001.
- Мансурова Мария Федоровна (в базе данных ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.»).
- Отец Сергий и Мария Федоровна Мансуровы (статья на сайте ПСТГУ).
- Письма С. И. Фуделя к М. Ф. Мансуровой (1960-е – 1970-е гг.). / Публ. прот. В. Воробьева и Н. Ф. Тягуновой. // Вестник ПСТГУ. Серия II. 2009. № 3(32). С. 145. ↩
- См. статью в базе данных ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.» ↩
- Письма С. И. Фуделя к М. Ф. Мансуровой. С. 142. ↩
- Там же. С. 142. ↩
- Фудель С.И. Воспоминания. М., 2012. С. 84–85. ↩
- Письма С. И. Фуделя к М. Ф. Мансуровой. С. 142–143. ↩
- Письма С. И. Фуделя к М. Ф. Мансуровой (1960-е – 1970-е гг.). С. 142–143. ↩