Протоиерей Иосиф Фудель
Цитата: Руслан от 06.10.2017, 13:09Может мой пост не совсем в теме этой ветки. Общину, я подчеркнул, имел ввиду как приход. Община, как духовное собрание, вставшая на путь целожизненного служения, это к чему надо придти, и она, думаю, стоит уже над правилами, т.к. подчинила себя Христу. Моя мысль проста. Мне кажется, часто присутствует соблазн, что отсутствии в церкви, как организации, юридической возможности воплощать евангельский идеал, приводит к упадку. Я считаю наоборот, следствие оскудения духовной жизни, приводит к таким внешним формам, а возрождение духовной жизни, родит и формы, которые реализуются в последующем и в уставе, а не наоборот.
Может мой пост не совсем в теме этой ветки. Общину, я подчеркнул, имел ввиду как приход. Община, как духовное собрание, вставшая на путь целожизненного служения, это к чему надо придти, и она, думаю, стоит уже над правилами, т.к. подчинила себя Христу. Моя мысль проста. Мне кажется, часто присутствует соблазн, что отсутствии в церкви, как организации, юридической возможности воплощать евангельский идеал, приводит к упадку. Я считаю наоборот, следствие оскудения духовной жизни, приводит к таким внешним формам, а возрождение духовной жизни, родит и формы, которые реализуются в последующем и в уставе, а не наоборот.
Цитата: Редакция сайта от 10.10.2017, 00:42Статья отца Иосифа Фуделя «Какая школа — народная?» впервые публикуется в электронном виде. Она отражает взгляды отца Иосифа середины 1890-х годов: в этот период он тесно связывал народность и православную веру и с оптимизмом смотрел на будущее России.
Статья отца Иосифа Фуделя «Какая школа — народная?» впервые публикуется в электронном виде. Она отражает взгляды отца Иосифа середины 1890-х годов: в этот период он тесно связывал народность и православную веру и с оптимизмом смотрел на будущее России.
Цитата: Руслан от 31.10.2017, 15:06Прочитал статью отца Иосифа Фуделя «Какая школа — народная?». Сразу как-то вспомнился образ моей бабушки, глубоко верующей. Правда, когда я с ней жил, я был пионером, с верой в светлое коммунистическое будущие. Сейчас я очень жалею, что мало общался с ней на религиозную тему. У нее вроде простой взгляд на православие, но с очень крепки фундаментом, ее ответы на мои эмоциональные выплески, как можно верить в Бога, когда мы в космос летаем, сейчас могу сравнивается со страницами святоотеческих патериков (сама она читала по слогам). На мои восклицания она обычно говорила: « Не знаю как тебе сказать, я просто верю, и Господь по благости своей дает мне эту Веру». Удивительно светлый образ остался в моей памяти о ней, хоть я почти не знал ее с этой стороны.
Вот у меня вопрос, это наверно имеет какое-то отношение к церковно-приходским школам. Не смотря на то время (она родилась 1898), по слогам ее научили читать там и видимо что-то дали большее. Не смотря ни на что, в этих приходских школах, что-то было. Сейчас тоже вроде что-то типа кружков при храмах существует, которые называются школами, но это не может возродиться во что-то реальное. На смену этому, должно придти что-то другое. Может я просто плохо знаю реальность существующею, но я не вижу, ничего. Просвещать взрослого человека, это значит уже преодолевать сурагат наслоенного ложного мировоззрения, который сейчас активно наслаивается внешней пропагандой. Что делать сейчас?
Сергей Фудель говорил «Началась новая и, может быть, последняя эпоха церковной истории, которая все больше будет походить на первую. По какой–то закономерности христианство возвращается в первохристианство не только духовно, но, так сказать, и географически: из деревень в большие города: “Рим” и “Эфес”, “Антиохию” и “Коринф”. Там будут создаваться новые последне-христианские общины, окруженные миллионами неверующих».
Может быть в таких общинах возможно возрождение подлинного христианского просвещения для детей, через жизнь. Веру невозможно конечно передать, но показать ее может только верующий, живущий по ней.
Прочитал статью отца Иосифа Фуделя «Какая школа — народная?». Сразу как-то вспомнился образ моей бабушки, глубоко верующей. Правда, когда я с ней жил, я был пионером, с верой в светлое коммунистическое будущие. Сейчас я очень жалею, что мало общался с ней на религиозную тему. У нее вроде простой взгляд на православие, но с очень крепки фундаментом, ее ответы на мои эмоциональные выплески, как можно верить в Бога, когда мы в космос летаем, сейчас могу сравнивается со страницами святоотеческих патериков (сама она читала по слогам). На мои восклицания она обычно говорила: « Не знаю как тебе сказать, я просто верю, и Господь по благости своей дает мне эту Веру». Удивительно светлый образ остался в моей памяти о ней, хоть я почти не знал ее с этой стороны.
Вот у меня вопрос, это наверно имеет какое-то отношение к церковно-приходским школам. Не смотря на то время (она родилась 1898), по слогам ее научили читать там и видимо что-то дали большее. Не смотря ни на что, в этих приходских школах, что-то было. Сейчас тоже вроде что-то типа кружков при храмах существует, которые называются школами, но это не может возродиться во что-то реальное. На смену этому, должно придти что-то другое. Может я просто плохо знаю реальность существующею, но я не вижу, ничего. Просвещать взрослого человека, это значит уже преодолевать сурагат наслоенного ложного мировоззрения, который сейчас активно наслаивается внешней пропагандой. Что делать сейчас?
Сергей Фудель говорил «Началась новая и, может быть, последняя эпоха церковной истории, которая все больше будет походить на первую. По какой–то закономерности христианство возвращается в первохристианство не только духовно, но, так сказать, и географически: из деревень в большие города: “Рим” и “Эфес”, “Антиохию” и “Коринф”. Там будут создаваться новые последне-христианские общины, окруженные миллионами неверующих».
Может быть в таких общинах возможно возрождение подлинного христианского просвещения для детей, через жизнь. Веру невозможно конечно передать, но показать ее может только верующий, живущий по ней.
Цитата: Дарья от 01.11.2017, 02:57Руслан, наверное церковно-приходские школы, при всех потенциальных и реальных недостатках, тем не менее потенциально позволяли передать жизнь Церкви. Ведь откуда взялись миряне-делегаты на Поместный собор 1917 г.?.. Судя по воспоминаниям, кажется что самым решающим в этом была личность законоучителя. Может быть, у твоей бабушки был именно такой законоучитель в приходской школе — который сам имел веру и видел Церковь, и потому мог эту жизнь показать? А как быстро она при этом научилась читать дело маловажное.
Руслан, наверное церковно-приходские школы, при всех потенциальных и реальных недостатках, тем не менее потенциально позволяли передать жизнь Церкви. Ведь откуда взялись миряне-делегаты на Поместный собор 1917 г.?.. Судя по воспоминаниям, кажется что самым решающим в этом была личность законоучителя. Может быть, у твоей бабушки был именно такой законоучитель в приходской школе — который сам имел веру и видел Церковь, и потому мог эту жизнь показать? А как быстро она при этом научилась читать дело маловажное.
Цитата: Даниил от 04.07.2018, 11:09В недавно вышедшем 14-м томе документов Собора 1917-1918 года (том о приходе) нашел комментарий к опубликованой на сайте дискуссии о. Иосифа Фуделя и Н. А. Заозерского:
О братствах как одном из возможных путей возрождения приходской жизни в Русской Церкви — «одним из первых об этом заговорил А. А. Папков в 1890-е гг.» (746) «в том же направлении размышлял такой энтузиаст братского движения, как священник Иосиф Фудель, в 1892 г. напечатавший серию статей в «Русском вестнике»» (746). Впрочем, даже симпатизировавшие приходской реформе современники <ниже есть ссылка на статью Заозерского> воспренимали идеи А. А. Папкова и о. Иосифа Фуделя как идеалистические, непрактичные и наивные построения. Однако почти в то же время в связи с обсуждением предложенной обер-прокурором К. П. Победоносцевым реформы приходских попечительств небольшая группа архиереев Российской Церкви (митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), архиеп. Волынский Модест (Стрельбицкий), епископы Полтавский Иларион (Юшенов), Орловский Мисаил (Крылов), Тульский Ириней (Орда) и некоторые другие) в своих непубличных отзывах выступила за преобразование попечительств именно в добровольные приходские братства. Фактически речь шла о выделении из индифферентного, а иногда и враждебного Церкви крестьянского «мира» религиозного костяка прихода, консолидации активных, неравнодушных к религии прихожан вокруг священника, который тем самым становился в первую очередь лидероам религиозного союза».
Подробнее о предложениях епархиальных архиеерев можно почитать, например, здесь.
В недавно вышедшем 14-м томе документов Собора 1917-1918 года (том о приходе) нашел комментарий к опубликованой на сайте дискуссии о. Иосифа Фуделя и Н. А. Заозерского:
О братствах как одном из возможных путей возрождения приходской жизни в Русской Церкви — «одним из первых об этом заговорил А. А. Папков в 1890-е гг.» (746) «в том же направлении размышлял такой энтузиаст братского движения, как священник Иосиф Фудель, в 1892 г. напечатавший серию статей в «Русском вестнике»» (746). Впрочем, даже симпатизировавшие приходской реформе современники <ниже есть ссылка на статью Заозерского> воспренимали идеи А. А. Папкова и о. Иосифа Фуделя как идеалистические, непрактичные и наивные построения. Однако почти в то же время в связи с обсуждением предложенной обер-прокурором К. П. Победоносцевым реформы приходских попечительств небольшая группа архиереев Российской Церкви (митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), архиеп. Волынский Модест (Стрельбицкий), епископы Полтавский Иларион (Юшенов), Орловский Мисаил (Крылов), Тульский Ириней (Орда) и некоторые другие) в своих непубличных отзывах выступила за преобразование попечительств именно в добровольные приходские братства. Фактически речь шла о выделении из индифферентного, а иногда и враждебного Церкви крестьянского «мира» религиозного костяка прихода, консолидации активных, неравнодушных к религии прихожан вокруг священника, который тем самым становился в первую очередь лидероам религиозного союза».
Подробнее о предложениях епархиальных архиеерев можно почитать, например, здесь.
Цитата: Даниил от 10.06.2020, 19:18Обращаю внимание на диссертацию Н.В.Винюковой о прот. И. Фуделе, принятую к защите в одном из диссертационных советов при МГУ. Сама защита откладывается на неопределенный срок из-за эпидемической ситуации.
Обращаю внимание на диссертацию Н.В.Винюковой о прот. И. Фуделе, принятую к защите в одном из диссертационных советов при МГУ. Сама защита откладывается на неопределенный срок из-за эпидемической ситуации.
Цитата: Даниил от 28.04.2021, 09:58Для удобства оставлю здесь ссылку на статью О.Л. Фетисенко «Достоевский, ‘русские мальчики’ и ‘православные немцы’ (‘Годы учения’ Иосифа Фуделя)», наверное, известную всем, интересующимся фигурой о. Иосифа Фуделя.
Для удобства оставлю здесь ссылку на статью О.Л. Фетисенко «Достоевский, ‘русские мальчики’ и ‘православные немцы’ (‘Годы учения’ Иосифа Фуделя)», наверное, известную всем, интересующимся фигурой о. Иосифа Фуделя.
Цитата: Даниил от 17.01.2022, 18:37Некоторое время назад пришлось прочитать текст выступления прот. И. Фуделя «Миссия среди интеллигенции» на известном миссионерском съезде в Орле (1901 г.). Опубликовано выступление о. Иосифа было в разных источниках, в том числе, здесь (Айвазов И.Г. Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести. Тамбов, 1901. С. 121–126).
Это выступление, пожалуй, не столь содержательное, как, например, речь В.А. Тернавцева на первом заседании Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге, но само его появление и направленность мне кажется характерной.
Подробнее о миссионерских идеях о. Иосифа можно почитать, например, в статье Н.Винюковой (ссылку на диссертацию давал выше).
Некоторое время назад пришлось прочитать текст выступления прот. И. Фуделя «Миссия среди интеллигенции» на известном миссионерском съезде в Орле (1901 г.). Опубликовано выступление о. Иосифа было в разных источниках, в том числе, здесь (Айвазов И.Г. Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести. Тамбов, 1901. С. 121–126).
Это выступление, пожалуй, не столь содержательное, как, например, речь В.А. Тернавцева на первом заседании Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге, но само его появление и направленность мне кажется характерной.
Подробнее о миссионерских идеях о. Иосифа можно почитать, например, в статье Н.Винюковой (ссылку на диссертацию давал выше).