Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Церковная жизнь и статистика

Еще немного статистики (ВЦИОМ, опрос перед Крещением):

19 января россияне отмечают праздник Крещения.
В этот день большинство наших соотечественников планируют поздравлять близких (75%).
Но за праздничным столом с ними соберутся только четверть россиян (26%), что на 15 п.п. меньше, чем в прошлом году.

В этом году сократилась доля тех, кто пойдет в церковь за святой водой (34%, на 17 п.п. меньше, чем в 2020 г.) или на службу (16%, −12 п.п.). В прошлые годы мониторинга доли тех, кто собирался пойти за освященной водой, не опускались ниже 51%, а желающих посетить службу — ниже 28% (тонкость в том, что посетивших — не планировавших — в прошлом году тоже было 14%).

О планах окунуться в прорубь заявили 13% опрошенных, что на 3 п.п. меньше, чем в прошлом году (кстати, в прошлом году окунаться планировало 16%, а осуществило намерение 6%).

Свежий опрос ВЦИОМ.

Среди респондентов, обозначивших себя как православных, примерно 75% в то же время сообщают, что они вообще не соблюдают посты (это и в прошлые годы было примерно так же).

Из интересного: ВЦИОМ сообщает, что количество респондентов, назвавших себя православными, постоянно снижается по крайней мере с 2017 года (75%, 72%, 70%, 68%, 66%). Разбивка по возрастам дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 43% православных, 25-34 — 53%, 35-44 — 70%, 45-59% — 71%, 60+ — 75%.

 

Число прихожан РПЦ в Москве сократилось на треть с начала пандемии

Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU — Патриарх Кирилл заявил о существенном уменьшении числа прихожан московских церквей с весны прошлого года, когда началась пандемия и были введены повсеместные ограничения.

«Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в двадцатом году в среднем на 32%, осталось в двадцать первом году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число еще более уменьшилось», — сказал патриарх в среду на ежегодном епархиальном собрании Москвы.

По словам предстоятеля, у этого явления есть разные причины, в числе которых выросшая смертность, опасения за здоровье, соблюдение санитарной дистанции, переезд целых семей из Москвы в пригород, самоограничения для людей старшего возраста, а также «утрата доброго навыка» ходить на богослужение каждую субботу и воскресенье.

Эта ситуация, считает патриарх Кирилл, накладывает на духовенство еще большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм.

 

А мне вот попалась статья о положении дел в Эстонии. Там рассматривается положение лютеран и Православной церкви в Эстонии. Правда, данные пятилетней давности.

Общая численность населения — примерно 1 млн 310 тысяч.

У лютеранской церкви прихожан — около 160 тысяч человек (12,2%). Обязательного церковного налога нет, но есть членские взносы. Из прихожан «спонсоров» — меньше 30 тысяч человек (18% от числа прихожан).

Всего лютеранская церковь в 2017 году получила 230 тыс. евро членских взносов и 14 тыс. евро пожертвований от частных лиц (годом раньше пожертвований от частных лиц было в 20 раз больше, около 240 тыс. евро).

Еще ок. 400 тыс. евро получены от протестантских организаций за рубежом (из Германии, Норвегии, Финляндии и т.п.).

Главный источник дохода лютеранской церкви в Эстонии — финансовая и хозяйственная деятельность. Прежде всего, аренда (доход ок. 1,5 млн евро). Еще «доходы от работы консистории»  и доходы от продажи недвижимости — около 1,8 млн евро.

Расходы за тот же 2017 год: операционные расходы (богослужебные принадлежности, мате-
риалы, обучение и пр.) в размере 2 млн евро, затраты на оплату труда — 1,8 млн евро (154 сотрудника, часть священников — не в штате), и еще на 0,5 млн прочих расходов.

Из статьи следует, что и в 2016,  и в 2017 году хозяйственная деятельность лютеранской церкви в Эстонии была убыточной; разрыв покрывался за счет продажи недвижимости (всего недвижимость на балансе — ок. 18 млн евро) и поддержки от лютеран в других странах.

У Православной церкви в Эстонии тогда было 58 священнослужителей. Отчетности гораздо меньше, чем у лютеран. В целом, по мнению автора статьи, получается, что ЭПЦ «едва держится на плаву»: в епрахиях был небольшой «профицит» (55 тыс. евро), у центрального церковного управления — убыток в 7 т. евро. При этом всего в бюджет церковного управления за 2017 г. поступило около 336 тыс. евро (из них «церковные взносы» — от епархий? — 45%, пожертвования — 49%, и 6% — реализация церковных принадлежностей и изданий.

Получается, лютеранская церковь функционирует как своеобразный «фонд», управляющий активами и стремящийся за счет их использования (сдачи в аренду, финансовых операций и т.д.) поддержать текущую деятельность. Если судить по статье, Православная церковь в Эстонии действует иначе, опираясь на «свечной сбор», пожертвования и спонсорскую помощь.