Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Церковная жизнь и статистика

Еще немного статистики (ВЦИОМ, опрос перед Крещением):

19 января россияне отмечают праздник Крещения.
В этот день большинство наших соотечественников планируют поздравлять близких (75%).
Но за праздничным столом с ними соберутся только четверть россиян (26%), что на 15 п.п. меньше, чем в прошлом году.

В этом году сократилась доля тех, кто пойдет в церковь за святой водой (34%, на 17 п.п. меньше, чем в 2020 г.) или на службу (16%, −12 п.п.). В прошлые годы мониторинга доли тех, кто собирался пойти за освященной водой, не опускались ниже 51%, а желающих посетить службу — ниже 28% (тонкость в том, что посетивших — не планировавших — в прошлом году тоже было 14%).

О планах окунуться в прорубь заявили 13% опрошенных, что на 3 п.п. меньше, чем в прошлом году (кстати, в прошлом году окунаться планировало 16%, а осуществило намерение 6%).

Свежий опрос ВЦИОМ.

Среди респондентов, обозначивших себя как православных, примерно 75% в то же время сообщают, что они вообще не соблюдают посты (это и в прошлые годы было примерно так же).

Из интересного: ВЦИОМ сообщает, что количество респондентов, назвавших себя православными, постоянно снижается по крайней мере с 2017 года (75%, 72%, 70%, 68%, 66%). Разбивка по возрастам дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 43% православных, 25-34 — 53%, 35-44 — 70%, 45-59% — 71%, 60+ — 75%.

 

Число прихожан РПЦ в Москве сократилось на треть с начала пандемии

Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU — Патриарх Кирилл заявил о существенном уменьшении числа прихожан московских церквей с весны прошлого года, когда началась пандемия и были введены повсеместные ограничения.

«Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в двадцатом году в среднем на 32%, осталось в двадцать первом году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число еще более уменьшилось», — сказал патриарх в среду на ежегодном епархиальном собрании Москвы.

По словам предстоятеля, у этого явления есть разные причины, в числе которых выросшая смертность, опасения за здоровье, соблюдение санитарной дистанции, переезд целых семей из Москвы в пригород, самоограничения для людей старшего возраста, а также «утрата доброго навыка» ходить на богослужение каждую субботу и воскресенье.

Эта ситуация, считает патриарх Кирилл, накладывает на духовенство еще большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм.

 

А мне вот попалась статья о положении дел в Эстонии. Там рассматривается положение лютеран и Православной церкви в Эстонии. Правда, данные пятилетней давности.

Общая численность населения — примерно 1 млн 310 тысяч.

У лютеранской церкви прихожан — около 160 тысяч человек (12,2%). Обязательного церковного налога нет, но есть членские взносы. Из прихожан «спонсоров» — меньше 30 тысяч человек (18% от числа прихожан).

Всего лютеранская церковь в 2017 году получила 230 тыс. евро членских взносов и 14 тыс. евро пожертвований от частных лиц (годом раньше пожертвований от частных лиц было в 20 раз больше, около 240 тыс. евро).

Еще ок. 400 тыс. евро получены от протестантских организаций за рубежом (из Германии, Норвегии, Финляндии и т.п.).

Главный источник дохода лютеранской церкви в Эстонии — финансовая и хозяйственная деятельность. Прежде всего, аренда (доход ок. 1,5 млн евро). Еще «доходы от работы консистории»  и доходы от продажи недвижимости — около 1,8 млн евро.

Расходы за тот же 2017 год: операционные расходы (богослужебные принадлежности, мате-
риалы, обучение и пр.) в размере 2 млн евро, затраты на оплату труда — 1,8 млн евро (154 сотрудника, часть священников — не в штате), и еще на 0,5 млн прочих расходов.

Из статьи следует, что и в 2016,  и в 2017 году хозяйственная деятельность лютеранской церкви в Эстонии была убыточной; разрыв покрывался за счет продажи недвижимости (всего недвижимость на балансе — ок. 18 млн евро) и поддержки от лютеран в других странах.

У Православной церкви в Эстонии тогда было 58 священнослужителей. Отчетности гораздо меньше, чем у лютеран. В целом, по мнению автора статьи, получается, что ЭПЦ «едва держится на плаву»: в епрахиях был небольшой «профицит» (55 тыс. евро), у центрального церковного управления — убыток в 7 т. евро. При этом всего в бюджет церковного управления за 2017 г. поступило около 336 тыс. евро (из них «церковные взносы» — от епархий? — 45%, пожертвования — 49%, и 6% — реализация церковных принадлежностей и изданий.

Получается, лютеранская церковь функционирует как своеобразный «фонд», управляющий активами и стремящийся за счет их использования (сдачи в аренду, финансовых операций и т.д.) поддержать текущую деятельность. Если судить по статье, Православная церковь в Эстонии действует иначе, опираясь на «свечной сбор», пожертвования и спонсорскую помощь.

Недавно мне пришлось читать работы М. Вебера (автор «Протестантской этики и духа капитализма», наверное, многим известен) и гораздо менее известного у нас социолога Э. Трёльтча, бывшего с Вебером в приятельских отношениях. В начале ХХ века они совместно сформулировали в категориях социологии пару понятий «Kirche» (церковь) и  «Sekte» (секта), которая до сих пор активно обсуждается западными социологами религии. Может быть, я потом напишу пару слов о тех определениях, которые они этим понятиям дают.

Вебер работает преимущественно с материалом американским, сравнивая жизнь протестантов в США с хорошо известной его читателям жизнью «государственных» или «земельных церквей» в Германии. При этом он обращал внимание на очень высокою по европейским меркам религиозность американских рабочих. Вебер связывал это с тем, что в Америке получила распространение иная модель организации религиозной жизни.

Мне стало интересно, что произошло за 100 лет. Вот свежее исследование. Ниже пара графиков из него:

Число протестантов и католиков в США за 10 лет.

Как часто вы молитесь?

Как часто вы посещаете богослужение?

А перевести?

Я вот сравнила с их же исследованием по Восточной Европе (было в этой же ветке 4 года назад):

Жители США, данные за 2021: молятся ежедневно 45% + иногда (раз в неделю / месяц) 22%. Всего 67%.

Россия. Православных — 71%, из них ежедневно молятся 18% (12,8% от населения). Греция. Православных — 90%, из них ежедневно молятся 31% (28% от населения).

Участвуют в службах каждую неделю 31% опрошенных американцев. Ср.:

Из назвавших себя православными:
— ходят в храм регулярно (раз в месяц и чаще): 13% (10% мужчин и 15% женщин), т.е. 8,7% от всех опрошенных.

А перевести?

Перевожу подписи к графикам.

1) Из всех христианских вероисповеданий заметней всего отток членов у протестантов (подписи к линиям понятны)

2) Менее половины взрослых жителей США молятся ежедневно (верхняя линия, темная — ежедневно; средняя — раз в неделю / раз в месяц; нижняя — редко / никогда)

3) Каждый четвертый житель США посещает богослужения хотя бы раз в неделю

Расклад по цифрам такой:

Если не считать свадеб и похорон, как часто вы участвуете в богослужениях?

Раз в месяц и чаще       33% (2020)   31% (2021)

Не реже раза в неделю     26%                     25%

Один или два раза в месяц 7%                   7%

Несколько раз в год или реже  66%  68%

Несколько раз в год             19%                     15%

Редко                                        23%                 26%

Никогда                                   24%                 27%

 

Для сравнения — пара опросов из Германии.

Количество верующих в Германии

38% немцев считают себя верующими людьми

Опрошено 1969 человек (февраль 2021); первые три столбца — ответ «Да»; вторые — «Нет»; третьи три столбца — «Не знаю / Нет ответа». Розовый — женщины, синим — мужчины, желтым — общий итог.

При этом отмечают расхождение: среди коренных немцев верующих оказалось 36% процентов, а среди иммигрантов — 56% (учитываются все религии).

Из того же опроса:

Каждый пятый (из считающих себя верующими) молится ежедневно

Я пересчитал в проценты от населения, чтобы проще было сравнивать с данными по США:

Несколько раз в день — 18% верующих (ок. 7% от населения)

Раз в день — 16%

Несколько раз в неделю —13%

Раз в неделю — 5%

Несколько раз в месяц — 8%

Раз в месяц — 4%

Реже — 22%

Никогда — 7%

Остальные — без ответа / «не знаю»

 

Итого, если сравнивать с «американским графиком»:

Ежедневно — в Германии ок. 13% населения (США — 45%)

Раз в неделю / Раз в месяц — 11%                        (США — 22%)

Редко / Никогда — 8,36% (редко) + 67,64% (никогда) = 76%  (США — 32%)

(Нужно иметь в виду, что немцы учитывали и мусульман, и иудеев).

 

Цитата: Даниил от 16.03.2021, 01:15

Свежий опрос ВЦИОМ.

Среди респондентов, обозначивших себя как православных, примерно 75% в то же время сообщают, что они вообще не соблюдают посты (это и в прошлые годы было примерно так же).

Из интересного: ВЦИОМ сообщает, что количество респондентов, назвавших себя православными, постоянно снижается по крайней мере с 2017 года (75%, 72%, 70%, 68%, 66%). Разбивка по возрастам дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 43% православных, 25-34 — 53%, 35-44 — 70%, 45-59% — 71%, 60+ — 75%.

 

Сегодня мое внимание обратили на появление свежей порции данных на тему поста.

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2024

Количество респондентов, обозначивших себя как православных, в динамике:

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

75

72

70

68

66

68

68

66

В прошлый раз я обращал внимание на постоянный спад, начиная с 2017 года.

Из интересного: в прошлые годы среди респондентов, обозначивших себя как православных, от 70% до 75% в то же время сообщали, что они вообще не соблюдают посты. В этом году таковых только 56%. Посмотрим, насколько это устойчивая тенденция. Возможно, дело в формулировках, так как разница объясняется ответом «Соблюдаю некоторые посты, но не все» — здесь доля выросла с 12-16% до 29%. А вот количество тех, кто ответил «Соблюдаю только Великий пост», наоборот упала. И соблюдающих все посты тоже больше не стало.

По возрастам: разбивка по возрастам вновь дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 38% православных (в 2021-м было 43%), 25-34 — 53% (без изменений по ср. с 2021), 35-44 — 69% (было 70%), 45-59 — 70% (было 71%), 60+ — 75% (без изменений).

Напомню, что когорта «60+» — это 1964 год рождения. Есть довольно заметный «перелом» между когортами «25+» и «35+».

 

И вновь немного статистики.

Источники — обзоры ВЦИОМ.

1) Пасха — 2024

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/navstrechu-paskhe-2024

2) Дорога к храму

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doroga-k-khramu

Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя считаете?

Все опрошенные

Зумеры
(поколение цифры, 2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Православия

64

38

45

60

71

74

78

В предыдущем обзоре (март 2024) – 66%. Насколько я понимаю, статистическая погрешность.

 

Но при этом стоит обратить внимание вот на что:

Какие праздники для Вас самые важные?

(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от всех опрошенных, вариант ответа «Другое» не представлен)

2006

2010

2014

2018

2020

2021

2022

2023

2024

День Победы — 9 Мая

41

38

53

71

71

69

67

65

61

Новый год — 1 января

82

77

69

60

66

63

63

58

58

Пасха

35

34

31

31

34

25

31

29

29

Как Вы считаете, что празднуют в Пасху? Вы можете назвать несколько вариантов

(открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

2019

2021

2024

Воскрешение Христа

50

45

42

Треть опрошенных затруднилась ответить на этот вопрос.

Получается, что православными считают себя — в среднем — два из трех респондентов и в лучшем случае треть из православных не может сказать, что же празднуется на Пасху.

Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

2005

2009

2011

2012

2013

2017

2018

2020

2021

2023

2024

Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи)

46

64

67

68

64

52

59

44

45

54

55

Буду принимать гостей, сам пойду в гости

23

38

39

38

41

46

39

7

23

38

36

Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви

14

27

29

32

30

26

24

3

18

19

20

Поеду на кладбище

11

29

25

20

24

23

18

4

16

17

18

Буду делать подарки близким

1

7

6

11

10

10

12

3

9

8

8

Пойду ко всенощной

3

8

9

8

8

9

7

1

10

6

8

Другое

3

2

2

1

3

11

5

0

15

9

9

Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Все опрошенные

Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя считаете?

Православие

Другие конфессии*

Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу

Неверующим

Колеблюсь между верой и неверием

Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи)

55

64

26

48

36

44

Буду принимать гостей, сам пойду в гости

36

44

16

31

20

24

Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви

20

28

2

9

2

6

Поеду на кладбище

18

21

8

16

8

24

Буду делать подарки близким

8

9

4

7

3

4

Пойду ко всенощной

8

10

1

4

1

3

Другое

9

8

5

9

5

10

Не буду праздновать Пасху

15

4

50

19

41

24

Вариант «пойду на Литургию» социологи, понятное дело, в таблицу не вынесли.  Но все же характерно: освящать куличи в храме планировали 28% православных, пойти на службу — 10% православных, а еще 4% православных Пасху и вовсе праздновать не планировали.

Но! При этом в другом опросе верующие уверяли социологов, что ходят в храм регулярно. Как так — регулярно, а на Пасху идти не планировали? Может быть, дело именно в слове «Всенощная», вынесенном в опрос?

Как часто Вы посещаете храм, мечеть?*

(закрытый вопрос, один ответ, в % от верующих)

2017

2019

2024

Раз в месяц и чаще

21

23

24

Несколько раз в год, но реже, чем один раз в месяц

27

26

25

Один-два раза в год

27

27

24

Реже одного раза в год

9

9

8

Практически никогда не посещаю

14

15

17

Затрудняюсь ответить

2

0

2

 

Как часто Вы посещаете храм, мечеть?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от верующих)

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Раз в месяц и чаще

24

23

25

18

24

24

24

28

20

Несколько раз в год, но реже, чем один раз в месяц

25

19

30

23

29

23

24

27

25

Один-два раза в год

24

27

22

13

17

25

27

24

29

Реже одного раза в год

8

10

7

11

10

12

7

5

5

Практически никогда не посещаю

17

19

15

33

19

15

16

15

17

Затрудняюсь ответить

2

2

1

2

1

1

2

1

4