Церковная жизнь и статистика

Цитата: Даниил от 27.01.2021, 02:09Еще немного статистики (ВЦИОМ, опрос перед Крещением):
19 января россияне отмечают праздник Крещения.
В этот день большинство наших соотечественников планируют поздравлять близких (75%). Но за праздничным столом с ними соберутся только четверть россиян (26%), что на 15 п.п. меньше, чем в прошлом году.В этом году сократилась доля тех, кто пойдет в церковь за святой водой (34%, на 17 п.п. меньше, чем в 2020 г.) или на службу (16%, −12 п.п.). В прошлые годы мониторинга доли тех, кто собирался пойти за освященной водой, не опускались ниже 51%, а желающих посетить службу — ниже 28% (тонкость в том, что посетивших — не планировавших — в прошлом году тоже было 14%).
О планах окунуться в прорубь заявили 13% опрошенных, что на 3 п.п. меньше, чем в прошлом году (кстати, в прошлом году окунаться планировало 16%, а осуществило намерение 6%).
Еще немного статистики (ВЦИОМ, опрос перед Крещением):
19 января россияне отмечают праздник Крещения.
В этот день большинство наших соотечественников планируют поздравлять близких (75%). Но за праздничным столом с ними соберутся только четверть россиян (26%), что на 15 п.п. меньше, чем в прошлом году.В этом году сократилась доля тех, кто пойдет в церковь за святой водой (34%, на 17 п.п. меньше, чем в 2020 г.) или на службу (16%, −12 п.п.). В прошлые годы мониторинга доли тех, кто собирался пойти за освященной водой, не опускались ниже 51%, а желающих посетить службу — ниже 28% (тонкость в том, что посетивших — не планировавших — в прошлом году тоже было 14%).
О планах окунуться в прорубь заявили 13% опрошенных, что на 3 п.п. меньше, чем в прошлом году (кстати, в прошлом году окунаться планировало 16%, а осуществило намерение 6%).

Цитата: Даниил от 16.03.2021, 01:15Свежий опрос ВЦИОМ.
Среди респондентов, обозначивших себя как православных, примерно 75% в то же время сообщают, что они вообще не соблюдают посты (это и в прошлые годы было примерно так же).
Из интересного: ВЦИОМ сообщает, что количество респондентов, назвавших себя православными, постоянно снижается по крайней мере с 2017 года (75%, 72%, 70%, 68%, 66%). Разбивка по возрастам дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 43% православных, 25-34 — 53%, 35-44 — 70%, 45-59% — 71%, 60+ — 75%.
Свежий опрос ВЦИОМ.
Среди респондентов, обозначивших себя как православных, примерно 75% в то же время сообщают, что они вообще не соблюдают посты (это и в прошлые годы было примерно так же).
Из интересного: ВЦИОМ сообщает, что количество респондентов, назвавших себя православными, постоянно снижается по крайней мере с 2017 года (75%, 72%, 70%, 68%, 66%). Разбивка по возрастам дана только для текущего года, там картина такая: 18-24 года — 43% православных, 25-34 — 53%, 35-44 — 70%, 45-59% — 71%, 60+ — 75%.

Цитата: Даниил от 22.12.2021, 12:34Число прихожан РПЦ в Москве сократилось на треть с начала пандемии
Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU — Патриарх Кирилл заявил о существенном уменьшении числа прихожан московских церквей с весны прошлого года, когда началась пандемия и были введены повсеместные ограничения.
«Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в двадцатом году в среднем на 32%, осталось в двадцать первом году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число еще более уменьшилось», — сказал патриарх в среду на ежегодном епархиальном собрании Москвы.
По словам предстоятеля, у этого явления есть разные причины, в числе которых выросшая смертность, опасения за здоровье, соблюдение санитарной дистанции, переезд целых семей из Москвы в пригород, самоограничения для людей старшего возраста, а также «утрата доброго навыка» ходить на богослужение каждую субботу и воскресенье.
Эта ситуация, считает патриарх Кирилл, накладывает на духовенство еще большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм.
Число прихожан РПЦ в Москве сократилось на треть с начала пандемии
Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU — Патриарх Кирилл заявил о существенном уменьшении числа прихожан московских церквей с весны прошлого года, когда началась пандемия и были введены повсеместные ограничения.
«Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в двадцатом году в среднем на 32%, осталось в двадцать первом году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число еще более уменьшилось», — сказал патриарх в среду на ежегодном епархиальном собрании Москвы.
По словам предстоятеля, у этого явления есть разные причины, в числе которых выросшая смертность, опасения за здоровье, соблюдение санитарной дистанции, переезд целых семей из Москвы в пригород, самоограничения для людей старшего возраста, а также «утрата доброго навыка» ходить на богослужение каждую субботу и воскресенье.
Эта ситуация, считает патриарх Кирилл, накладывает на духовенство еще большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм.
Цитата: Ekaterina от 22.12.2021, 18:06А мне вот попалась статья о положении дел в Эстонии. Там рассматривается положение лютеран и Православной церкви в Эстонии. Правда, данные пятилетней давности.
Общая численность населения — примерно 1 млн 310 тысяч.
У лютеранской церкви прихожан — около 160 тысяч человек (12,2%). Обязательного церковного налога нет, но есть членские взносы. Из прихожан «спонсоров» — меньше 30 тысяч человек (18% от числа прихожан).
Всего лютеранская церковь в 2017 году получила 230 тыс. евро членских взносов и 14 тыс. евро пожертвований от частных лиц (годом раньше пожертвований от частных лиц было в 20 раз больше, около 240 тыс. евро).
Еще ок. 400 тыс. евро получены от протестантских организаций за рубежом (из Германии, Норвегии, Финляндии и т.п.).
Главный источник дохода лютеранской церкви в Эстонии — финансовая и хозяйственная деятельность. Прежде всего, аренда (доход ок. 1,5 млн евро). Еще «доходы от работы консистории» и доходы от продажи недвижимости — около 1,8 млн евро.
Расходы за тот же 2017 год: операционные расходы (богослужебные принадлежности, мате-
риалы, обучение и пр.) в размере 2 млн евро, затраты на оплату труда — 1,8 млн евро (154 сотрудника, часть священников — не в штате), и еще на 0,5 млн прочих расходов.Из статьи следует, что и в 2016, и в 2017 году хозяйственная деятельность лютеранской церкви в Эстонии была убыточной; разрыв покрывался за счет продажи недвижимости (всего недвижимость на балансе — ок. 18 млн евро) и поддержки от лютеран в других странах.
У Православной церкви в Эстонии тогда было 58 священнослужителей. Отчетности гораздо меньше, чем у лютеран. В целом, по мнению автора статьи, получается, что ЭПЦ «едва держится на плаву»: в епрахиях был небольшой «профицит» (55 тыс. евро), у центрального церковного управления — убыток в 7 т. евро. При этом всего в бюджет церковного управления за 2017 г. поступило около 336 тыс. евро (из них «церковные взносы» — от епархий? — 45%, пожертвования — 49%, и 6% — реализация церковных принадлежностей и изданий.
Получается, лютеранская церковь функционирует как своеобразный «фонд», управляющий активами и стремящийся за счет их использования (сдачи в аренду, финансовых операций и т.д.) поддержать текущую деятельность. Если судить по статье, Православная церковь в Эстонии действует иначе, опираясь на «свечной сбор», пожертвования и спонсорскую помощь.
А мне вот попалась статья о положении дел в Эстонии. Там рассматривается положение лютеран и Православной церкви в Эстонии. Правда, данные пятилетней давности.
Общая численность населения — примерно 1 млн 310 тысяч.
У лютеранской церкви прихожан — около 160 тысяч человек (12,2%). Обязательного церковного налога нет, но есть членские взносы. Из прихожан «спонсоров» — меньше 30 тысяч человек (18% от числа прихожан).
Всего лютеранская церковь в 2017 году получила 230 тыс. евро членских взносов и 14 тыс. евро пожертвований от частных лиц (годом раньше пожертвований от частных лиц было в 20 раз больше, около 240 тыс. евро).
Еще ок. 400 тыс. евро получены от протестантских организаций за рубежом (из Германии, Норвегии, Финляндии и т.п.).
Главный источник дохода лютеранской церкви в Эстонии — финансовая и хозяйственная деятельность. Прежде всего, аренда (доход ок. 1,5 млн евро). Еще «доходы от работы консистории» и доходы от продажи недвижимости — около 1,8 млн евро.
Расходы за тот же 2017 год: операционные расходы (богослужебные принадлежности, мате-
риалы, обучение и пр.) в размере 2 млн евро, затраты на оплату труда — 1,8 млн евро (154 сотрудника, часть священников — не в штате), и еще на 0,5 млн прочих расходов.
Из статьи следует, что и в 2016, и в 2017 году хозяйственная деятельность лютеранской церкви в Эстонии была убыточной; разрыв покрывался за счет продажи недвижимости (всего недвижимость на балансе — ок. 18 млн евро) и поддержки от лютеран в других странах.
У Православной церкви в Эстонии тогда было 58 священнослужителей. Отчетности гораздо меньше, чем у лютеран. В целом, по мнению автора статьи, получается, что ЭПЦ «едва держится на плаву»: в епрахиях был небольшой «профицит» (55 тыс. евро), у центрального церковного управления — убыток в 7 т. евро. При этом всего в бюджет церковного управления за 2017 г. поступило около 336 тыс. евро (из них «церковные взносы» — от епархий? — 45%, пожертвования — 49%, и 6% — реализация церковных принадлежностей и изданий.
Получается, лютеранская церковь функционирует как своеобразный «фонд», управляющий активами и стремящийся за счет их использования (сдачи в аренду, финансовых операций и т.д.) поддержать текущую деятельность. Если судить по статье, Православная церковь в Эстонии действует иначе, опираясь на «свечной сбор», пожертвования и спонсорскую помощь.

Цитата: Даниил от 21.01.2022, 17:10Недавно мне пришлось читать работы М. Вебера (автор «Протестантской этики и духа капитализма», наверное, многим известен) и гораздо менее известного у нас социолога Э. Трёльтча, бывшего с Вебером в приятельских отношениях. В начале ХХ века они совместно сформулировали в категориях социологии пару понятий «Kirche» (церковь) и «Sekte» (секта), которая до сих пор активно обсуждается западными социологами религии. Может быть, я потом напишу пару слов о тех определениях, которые они этим понятиям дают.
Вебер работает преимущественно с материалом американским, сравнивая жизнь протестантов в США с хорошо известной его читателям жизнью «государственных» или «земельных церквей» в Германии. При этом он обращал внимание на очень высокою по европейским меркам религиозность американских рабочих. Вебер связывал это с тем, что в Америке получила распространение иная модель организации религиозной жизни.
Мне стало интересно, что произошло за 100 лет. Вот свежее исследование. Ниже пара графиков из него:
Недавно мне пришлось читать работы М. Вебера (автор «Протестантской этики и духа капитализма», наверное, многим известен) и гораздо менее известного у нас социолога Э. Трёльтча, бывшего с Вебером в приятельских отношениях. В начале ХХ века они совместно сформулировали в категориях социологии пару понятий «Kirche» (церковь) и «Sekte» (секта), которая до сих пор активно обсуждается западными социологами религии. Может быть, я потом напишу пару слов о тех определениях, которые они этим понятиям дают.
Вебер работает преимущественно с материалом американским, сравнивая жизнь протестантов в США с хорошо известной его читателям жизнью «государственных» или «земельных церквей» в Германии. При этом он обращал внимание на очень высокою по европейским меркам религиозность американских рабочих. Вебер связывал это с тем, что в Америке получила распространение иная модель организации религиозной жизни.
Мне стало интересно, что произошло за 100 лет. Вот свежее исследование. Ниже пара графиков из него:
Цитата: Ekaterina от 21.01.2022, 17:22А перевести?
Я вот сравнила с их же исследованием по Восточной Европе (было в этой же ветке 4 года назад):
Жители США, данные за 2021: молятся ежедневно 45% + иногда (раз в неделю / месяц) 22%. Всего 67%.
Россия. Православных — 71%, из них ежедневно молятся 18% (12,8% от населения). Греция. Православных — 90%, из них ежедневно молятся 31% (28% от населения).
Участвуют в службах каждую неделю 31% опрошенных американцев. Ср.:
Из назвавших себя православными:
— ходят в храм регулярно (раз в месяц и чаще): 13% (10% мужчин и 15% женщин), т.е. 8,7% от всех опрошенных.
А перевести?
Я вот сравнила с их же исследованием по Восточной Европе (было в этой же ветке 4 года назад):
Жители США, данные за 2021: молятся ежедневно 45% + иногда (раз в неделю / месяц) 22%. Всего 67%.
Россия. Православных — 71%, из них ежедневно молятся 18% (12,8% от населения). Греция. Православных — 90%, из них ежедневно молятся 31% (28% от населения).
Участвуют в службах каждую неделю 31% опрошенных американцев. Ср.:
Из назвавших себя православными:
— ходят в храм регулярно (раз в месяц и чаще): 13% (10% мужчин и 15% женщин), т.е. 8,7% от всех опрошенных.

Цитата: Даниил от 24.01.2022, 19:30А перевести?
Перевожу подписи к графикам.
1) Из всех христианских вероисповеданий заметней всего отток членов у протестантов (подписи к линиям понятны)
2) Менее половины взрослых жителей США молятся ежедневно (верхняя линия, темная — ежедневно; средняя — раз в неделю / раз в месяц; нижняя — редко / никогда)
3) Каждый четвертый житель США посещает богослужения хотя бы раз в неделю
Расклад по цифрам такой:
Если не считать свадеб и похорон, как часто вы участвуете в богослужениях?
Раз в месяц и чаще 33% (2020) 31% (2021)
Не реже раза в неделю 26% 25%
Один или два раза в месяц 7% 7%
Несколько раз в год или реже 66% 68%
Несколько раз в год 19% 15%
Редко 23% 26%
Никогда 24% 27%
А перевести?
Перевожу подписи к графикам.
1) Из всех христианских вероисповеданий заметней всего отток членов у протестантов (подписи к линиям понятны)
2) Менее половины взрослых жителей США молятся ежедневно (верхняя линия, темная — ежедневно; средняя — раз в неделю / раз в месяц; нижняя — редко / никогда)
3) Каждый четвертый житель США посещает богослужения хотя бы раз в неделю
Расклад по цифрам такой:
Если не считать свадеб и похорон, как часто вы участвуете в богослужениях?
Раз в месяц и чаще 33% (2020) 31% (2021)
Не реже раза в неделю 26% 25%
Один или два раза в месяц 7% 7%
Несколько раз в год или реже 66% 68%
Несколько раз в год 19% 15%
Редко 23% 26%
Никогда 24% 27%

Цитата: Даниил от 24.01.2022, 19:51Для сравнения — пара опросов из Германии.
38% немцев считают себя верующими людьми
Опрошено 1969 человек (февраль 2021); первые три столбца — ответ «Да»; вторые — «Нет»; третьи три столбца — «Не знаю / Нет ответа». Розовый — женщины, синим — мужчины, желтым — общий итог.
При этом отмечают расхождение: среди коренных немцев верующих оказалось 36% процентов, а среди иммигрантов — 56% (учитываются все религии).
Из того же опроса:
Каждый пятый (из считающих себя верующими) молится ежедневно
Я пересчитал в проценты от населения, чтобы проще было сравнивать с данными по США:
Несколько раз в день — 18% верующих (ок. 7% от населения)
Раз в день — 16%
Несколько раз в неделю —13%
Раз в неделю — 5%
Несколько раз в месяц — 8%
Раз в месяц — 4%
Реже — 22%
Никогда — 7%
Остальные — без ответа / «не знаю»
Итого, если сравнивать с «американским графиком»:
Ежедневно — в Германии ок. 13% населения (США — 45%)
Раз в неделю / Раз в месяц — 11% (США — 22%)
Редко / Никогда — 8,36% (редко) + 67,64% (никогда) = 76% (США — 32%)
(Нужно иметь в виду, что немцы учитывали и мусульман, и иудеев).
Для сравнения — пара опросов из Германии.
38% немцев считают себя верующими людьми
Опрошено 1969 человек (февраль 2021); первые три столбца — ответ «Да»; вторые — «Нет»; третьи три столбца — «Не знаю / Нет ответа». Розовый — женщины, синим — мужчины, желтым — общий итог.
При этом отмечают расхождение: среди коренных немцев верующих оказалось 36% процентов, а среди иммигрантов — 56% (учитываются все религии).
Из того же опроса:
Каждый пятый (из считающих себя верующими) молится ежедневно
Я пересчитал в проценты от населения, чтобы проще было сравнивать с данными по США:
Несколько раз в день — 18% верующих (ок. 7% от населения)
Раз в день — 16%
Несколько раз в неделю —13%
Раз в неделю — 5%
Несколько раз в месяц — 8%
Раз в месяц — 4%
Реже — 22%
Никогда — 7%
Остальные — без ответа / «не знаю»
Итого, если сравнивать с «американским графиком»:
Ежедневно — в Германии ок. 13% населения (США — 45%)
Раз в неделю / Раз в месяц — 11% (США — 22%)
Редко / Никогда — 8,36% (редко) + 67,64% (никогда) = 76% (США — 32%)
(Нужно иметь в виду, что немцы учитывали и мусульман, и иудеев).