Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Церковная жизнь и статистика

ПредыдущаяСтраница 5 из 5

По запросам трудящихся. Что у инославных?

Австрия, традиционно католическая страна.

Стандартный опрос: «Доверяете ли Вы … ?»

https://fowid.de/meldung/oesterreich-2023-jugend-ohne-religion

Опрашивали молодых людей и девушек в возрасте от 16 до 25 лет. Общие результаты ниже:

Результаты

Больше всего доверием пользуется наука (в целом ей доверяют 83%, из них больше половины «вполне доверяют»), полиция (24% «вполне», 50% «достаточно» доверяют). Дальше в порядке убывания: благотворительные организации, органы юстиции, армия, демократия, система образования, СМИ, религиозные сообщества (читай — католическая церковь) и последними — политики.

Итак, церкви доверяют 24% (вполне — 5%), а политикам 15% (вполне — 1%).

Что интересно: подростки в Австрии церкви доверяют сильнее, чем молодежь.

В возрасте 16-17 лет «вполне» церкви верит каждый десятый, всего доверяют 38%,  а в возрасте 18-25 лет — только 25%.

Возможно ли, что это как-то связано с подготовкой к первому причастию и вовлечению в молодежные организации католической церкви? Интересно прояснить.

PS: Доля католиков в Австрии в исторической ретроспективе.


Германия

Религиозная принадлежность (по годам)

https://fowid.de/meldung/religionszugehoerigkeiten-2022

Сверху вниз: Римо-католики, лютеране, мусульмане, иные (из них христиан 3,3%, в т.ч. 2,2% православных), без конфессии. Число православных получено от лютеранской церкви, возникло неясным путем и вызывает сомнение (оно на 2,3 миллиона больше результатов 2022 года). Может быть, в это число записали добрых миллион-полтора беженцев. Но это число вызывает у исследователей сильное сомнение.

Самое интересное:

«Практикующие верующие» в Германии

В качестве признака выбрано регулярное (раз в месяц и чаще участие в богослужении).

По часовой стрелке. Большой бирюзовый сектор — без конфесии; дальше большой сектор «пассивных членов церквей» (50% от всех респондентов). Дальше «практикующие»:
— иные церкви (2,5%, то есть 50% от числа верующих)
— мусульмане (тоже 50% от числа идентифицирующих себя как мусульмане)
— лютеране (0,4%, то есть только 1,6% от числа верующих)
— католики (1,4%, то есть 5,7% от числа верующих).

Итого, «практикующих верующих» 6,2% от населения Германии. Исследователи говорят об «эрозии веры».

Небольшой комментарий к данным выше. Нужно иметь в виду, что католики и лютеране в Германии платят церковный налог (его собирает государство).

Можно посмотреть данные за 2019 год: https://fowid.de/meldung/religionszugehoerigkeiten-2019

Видно, что количество лютеран, ходящих в храм хотя бы раз в месяц, снизилось радикально: было 3,4% от всех «лютеран», стало 1,6%, то есть в два раза меньше. У католиков ситуация чуть лучше: было 9,1% ходящих в храм, стало 5,7% — потери одна треть. Последствия коронавирусного локдауна?

При этом католики вообще за 5 лет потеряли почти 10% от своего числа (было 22,6 млн, стало 21 млн). Да и у лютеран то же самое. Это отчасти из-за естественной убыли (крещений меньше, чем отпеваний), а отчасти — из-за осознанных отречений: те, кто не желают больше платить налог в пользу церкви, с которой они себя не соотносят, подают соответствующее официальное заявление. В статистике они переходят в графу «без конфессии».

У православных, новоапостольской церкви Германии, разных харизматических движений, включая мормонов таких потерь статистика не заметила — но тут есть вопрос: а как считали?


Есть, впрочем, и другие данные.

https://fowid.de/meldung/religionsmonitor-2023

Вопросы были заданы такие: «Получили ли Вы религиозное воспитание?» «Верите ли Вы в Бога, богов или в существование чего-то божественного?», «Как часто Вы молитесь (наедине)?», «Назвали бы Вы себя религиозным человеком?», «Участвуете ли Вы в церковных службах / молитвах в синагоге / пятничных молитвах / посещаете ли храмы / участвуете ли в религиозных обрядах».

Зеленым — 2013, синим — 2023.

 

 

А вот данные о ситуации во Франции, стране католического вероисповедания по преимуществу.

Cenre d’observation de la société (Центр изучения общества)  приводит данные исследования европейских ценностей университета в Гренобле (La France des valeurs, quarante ans d’évolution, Pierre Bréchon et al., Presses universitaires de Grenoble, 2019): с 1981 по 2018 год количество людей, считающих себя верующими, неуклонно снижается. К началу 2020-х количество людей, отвечающих на вопрос «Верите ли вы в Бога» отрицательно, превысило тех, кто считает себя верующим (NSP = «воздержались от ответа»).

Тенденция устойчивая. С 1980 годов сильно уменьшилось количество людей, называющих себя католиками (с 70% в 1981 г. до 32% в 2018-м), а те, кто не причисляют себя ни к какой религии, наоборот, стали многочисленнее: с 26 до 58%.

Институт изучения общественного мнения и рынка во Франции и за рубежом (Institut d’études opinion et marketing en France et à l’international)  приводит похожую статистику. В 2023 году 1006 респондентам разных социальных слоев, возрастов и регионов Франции задавали вопрос, часто ли они разговаривают на религиозные темы в семье и с друзьями. Дома на религиозные темы беседуют часто или время от времени 39% респондентов по сравнению с 58% опрошенных в ноябре 2009 года. 32% обсуждают религиозные вопросы с друзьями (49% в 2009-м). Всего 49% опрошенных сказали, что верят в Бога (66% в 1947-м).  Среди пожилых людей верующих больше, чем среди молодежи.

Однако несмотря на собственное положение по отношению к религии, большинство французов (66%) считают, что религия «полезна»: она позволяет передавать молодежи жизненные ориентиры, формировать положительные ценности (уважение к ближнему, напр.), больше половины опрошенных считают, что все религии имеют одинаковую ценность, что ценности и содержание христианства «всегда актуальны» (48%) и что религии могут плодотворно участвовать в общечеловеческих дискуссиях (по био этике, например).

 

Любопытно, спасибо большое! Очень интересные сведения относительно обсуждения религиозных вопросов. А нет ли данных о том, как часто французы посещают богослужение? И об их отношении к католической церкви как таковой? «Вера в Бога» может означать, что человек считает себя католиком, но может и не означать…

 

И еще на ту же тему. Для Франции очень важен учет в статистике мигрантов. Интересны данные Insee (Institut national de la statistique et des études économiques): мигранты (из стран Северной и Центральной Африки, Турции, Ближнего Востока) пропорционально их количеству в два раза чаще причисляют себя к какому-то религиозному сообществу, чем коренные французы (не имеющие мигрантов в двух предыдущих поколениях).

 Респонденты, объявившие себя вне религии по отношению к статусу мигранта в 2008-2009 и 2019-2020
en %
18 à 49 лет 18 à 59 лет
2008-2009 2019-2020 2019-2020
Иммигранты, приехавшие после 16 лет 16 19 19
Иммигранты приехавшие во Францию в 16 лет или раньше 24 27 27
Дети родителей-иммигрантов 23 23 26
Дети, у кого один из родителей иммигрант 48 54 54
Коренные французы 50 62 58
Ensemble 45 53 51
Lecture : 16 % des immigrés de 18 à 49 ans arrivés en France après 16 ans se sont déclarés sans religion en 2008-2009. Ils sont 19 % en 2019-2020.
Champ : France métropolitaine, personnes âgées de 18 à 49 ans ou de 18 à 59 ans vivant en logement ordinaire.
Sources : Ined-Insee, enquêtes Trajectoires et Origines 2 (2019-2020) et Trajectoires et Origines (2008-2009).

Словом, чем дольше живут во Франции, тем больше среди них атеистов.

 

Цитата: Даниил от 29.08.2024, 23:57

Любопытно, спасибо большое! Очень интересные сведения относительно обсуждения религиозных вопросов. А нет ли данных о том, как часто французы посещают богослужение? И об их отношении к католической церкви как таковой? «Вера в Бога» может означать, что человек считает себя католиком, но может и не означать…

 

Там же (Insee, Institut national de la statistique et des études économiques)  есть данные о практике религии: о том, как посещают богослужение и как часто молятся.

Среди тех, кто считает себя католиками, 68% посещают костел только для семейных торжеств, 6% никогда не бывают за богослужением, 8% регулярно бывают за мессой, остальные 18% — в дни религиозных праздников. Для сравнения:  регулярно участвуют в культе 20% мусульман, 33 % — по религиозным праздникам (т.е. больше половины более менее регулярно против 26% у католиков). Правда, среди этих «мусульман» 23%  мечеть вовсе не посещают. Среди «других» христиан, которых во Франции гораздо меньше (православных, по оптимистичным источникам ~1% населения, протестантов в 3 раза больше, чем православных, но тоже немного) 22 % ходят в церковь регулярно (как минимум 1 раз в месяц), еще 15% — по праздникам.

Интересно соотнести эти данные с практикой личной молитвы. Среди католиков 44% объявили, что никогда не молятся (может быть, это реакция на постановку вопроса?) Чаще, чем один раз в неделю, прибегают к молитве 15% католиков. Протестанты и православные в этом чуть более ревностны (34% не молятся совсем, а 31% — часто). Зато большинство мусульман (58%) совершают намаз как минимум один раз в неделю.

В общем, если подытожить: как и повсеместно, имеет место растущая секуляризация. Как и во многих других европейских странах и в России, практика сильно отличается от декларирования: на словах верующих гораздо больше, чем на деле. Во Франции к тому же традиционную веру теснят мусульмане.

В соседней теме я давал статистику о креационистах в Германии и в США.

К большому моему удивлению, сходу найти данные по России мне не удалось.

Есть вот такой обзор от американцев:

«Процент опрошенных, считающих, что человек и другие существа _постепенно развивались \ существовали в нынешнем виде с начала времен_.


Есть несколько опросов ВЦИОМ, из которых последний вышел совсем недавно, в феврале 2024:

Продолжается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека. Какой из них, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2006

2009

2024

Считаю, что современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос

35

37

39

Человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции

24

19

28

Человек был создан богом / высшими силами

24

23

23

Человек произошел от космических пришельцев

5

3

3

Меня происхождение человека мало интересует

7

8

1

Другой

0

0

2

Затрудняюсь ответить

5

10

4

Но этот опрос, на мой взгляд, не слишком удачно составлен – формулировки провокационные. Как и в случае с американскими данными по Восточной Европе, почему-то вариант «Развились в соответствии с замыслом Божиим» опущен, оставлены только крайности. Но у американцев даны более нейтральные формулировки.

ПредыдущаяСтраница 5 из 5