В сети о С. И. Фуделе
Цитата: Даниил от 08.11.2017, 23:19На сайте Сретенского монастыря появилась заметка о Сергее Иосифовиче. (Для меня лично обращение к Сергею Иосифовичу автора с «Русской народной линии» неожиданно). Насколько я понимаю, заметка написана для читателя, с книгами Фуделя незнакомого. Там же в комментариях есть небольшое обсуждение; кажется, в нем приняла участие и автор статьи. Поводом для обсуждения послужил последний абзац статьи:
<…> богоборцы вместе с силовыми методами борьбы – физическим истреблением пастырей и православного люда, разрушением монастырей и храмов – проводили большую работу по нравственному растлению духовенства и либеральному перерождению Церкви. С. Фудель пишет, что «это есть попытка зла внутренним омертвением тканей церковного тела доказать призрачность его бытия, то есть практически, не на соборах, а на деле доказать ложность догмата о Церкви».
На сайте Сретенского монастыря появилась заметка о Сергее Иосифовиче. (Для меня лично обращение к Сергею Иосифовичу автора с «Русской народной линии» неожиданно). Насколько я понимаю, заметка написана для читателя, с книгами Фуделя незнакомого. Там же в комментариях есть небольшое обсуждение; кажется, в нем приняла участие и автор статьи. Поводом для обсуждения послужил последний абзац статьи:
<…> богоборцы вместе с силовыми методами борьбы – физическим истреблением пастырей и православного люда, разрушением монастырей и храмов – проводили большую работу по нравственному растлению духовенства и либеральному перерождению Церкви. С. Фудель пишет, что «это есть попытка зла внутренним омертвением тканей церковного тела доказать призрачность его бытия, то есть практически, не на соборах, а на деле доказать ложность догмата о Церкви».
Цитата: pr.Dmitry от 09.11.2017, 04:12Весьма характерна аберрация Янины Алексеевой в цитировании первоисточника. В короткой заметке «Свет Церкви» С.И.Ф. пишет о гнойниках церковной жизни, таких как корыстолюбие, блуд и симония:
Омрачение пороком церковных людей или заражение Церкви мирским нечестием идет, можно сказать, с первых дней ее бытия. Уже в первоначальной Иерусалимской общине апостол Петр счел необходимым при всех обличить Ананию и Сапфиру в корыстолюбии и лукавстве (Деян. 5). Апостол Павел во многих местах своих посланий открыто обличает самые низкие пороки церковных людей и отдельных церковных общин. От этих двух верховных апостолов через всю историю Церкви идет такое открытое обличение тайного церковного зла отцами и учителями Церкви. Святые не допускали никакой лакировки церковной действительности: только светом обнаруживается и, тем самым, становится доступным для излечения это великое скрываемое зло.
Можно согласиться, что большевики всеми силами способствовали «нравственному растлению духовенства«, но С.И. пишет именно о темном двойнике Церкви, находящемся внутри церковной ограды, к которому откровенно богоборческую власть отнести невозможно.
Весьма характерна аберрация Янины Алексеевой в цитировании первоисточника. В короткой заметке «Свет Церкви» С.И.Ф. пишет о гнойниках церковной жизни, таких как корыстолюбие, блуд и симония:
Омрачение пороком церковных людей или заражение Церкви мирским нечестием идет, можно сказать, с первых дней ее бытия. Уже в первоначальной Иерусалимской общине апостол Петр счел необходимым при всех обличить Ананию и Сапфиру в корыстолюбии и лукавстве (Деян. 5). Апостол Павел во многих местах своих посланий открыто обличает самые низкие пороки церковных людей и отдельных церковных общин. От этих двух верховных апостолов через всю историю Церкви идет такое открытое обличение тайного церковного зла отцами и учителями Церкви. Святые не допускали никакой лакировки церковной действительности: только светом обнаруживается и, тем самым, становится доступным для излечения это великое скрываемое зло.
Можно согласиться, что большевики всеми силами способствовали «нравственному растлению духовенства«, но С.И. пишет именно о темном двойнике Церкви, находящемся внутри церковной ограды, к которому откровенно богоборческую власть отнести невозможно.
Цитата: Дарья от 12.11.2017, 01:16Кажется, тут слово «либерализм» не имеет конкретного значения, а используется как жупел. В такой форме спорить с тезисом автора статьи невозможно. Можно понять и так, что богоборческая власть пыталась то, что С.И. называет «темным двойником Церкви», всячески пестовать, и тем самым разрушать Церковь изнутри, вовсе не только через явные «расколы слева» и «расколы справа»; причем тут либерализм, правда, остается загадкой
Кажется, тут слово «либерализм» не имеет конкретного значения, а используется как жупел. В такой форме спорить с тезисом автора статьи невозможно. Можно понять и так, что богоборческая власть пыталась то, что С.И. называет «темным двойником Церкви», всячески пестовать, и тем самым разрушать Церковь изнутри, вовсе не только через явные «расколы слева» и «расколы справа»; причем тут либерализм, правда, остается загадкой
Цитата: pr.Dmitry от 13.11.2017, 09:19Цитата: Дарья от 12.11.2017, 01:16Кажется, тут слово «либерализм» не имеет конкретного значения, а используется как жупел. В такой форме спорить с тезисом автора статьи невозможно.
Автор заметки в Народной линии, как кажется, полусознательно переносит понятие «либерализм» из социально-политической области в духовное семантическое поле. По-видимому, автор консерватор по политическим убеждениям, и для нее понятие «свобода» имеет негативное значение и применительно к духовной жизни. Именно с этой точки зрения осифляне преследовали нестяжателей за «либерализм» в отношении к еретикам, но двигала их в этом рвении любовь к монастырским землевладениям.
Цитата: Дарья от 12.11.2017, 01:16Кажется, тут слово «либерализм» не имеет конкретного значения, а используется как жупел. В такой форме спорить с тезисом автора статьи невозможно.
Автор заметки в Народной линии, как кажется, полусознательно переносит понятие «либерализм» из социально-политической области в духовное семантическое поле. По-видимому, автор консерватор по политическим убеждениям, и для нее понятие «свобода» имеет негативное значение и применительно к духовной жизни. Именно с этой точки зрения осифляне преследовали нестяжателей за «либерализм» в отношении к еретикам, но двигала их в этом рвении любовь к монастырским землевладениям.
Цитата: Редакция сайта от 08.11.2023, 00:06Недавно на адрес редакции сайта пришло письмо от Любови Леоновой, посвященное поездке в село Большой Улуй, где в 1948–1951 годах жил С.И. Фудель.
В этом году летом в июле я посетила родину моих родителей: село Большой Улуй. В этом селе родилась моя мама, и в принципе могла родиться и я. Потому что мама уехала из этого села на 8 месяце беременности. А баба Вера очень часто рассказывала мне историю о богомоле. Поэтому я задала вопрос Владимиру Васильевичу и Людмиле Викторовне Усковым — местным краеведам: был ли у них такой человек? Может быть это была фамилия, может быть это было прозвище. Они ответили, что был. Но как потом оказалось, мы говорили о разных людях. Тот богомол, о котором сокрушалась бабушка, умер в 1957 году. А мне рассказали о богомоле Фуделе Сергее Иосифовиче. И когда я познакомилась с его книгами, которые мне показали в библиотеке этого села, то я была очень удивлена, что такой человек жил в нашем селе. Оказывается он был ссыльным, жил там три года, и писал свои книги, которые были изданы позже. (Продолжение рассказа: Большой Улуй. Родина моей мамы. – Telegraph)
О периоде жизни в этом глухом крае Сергей Иосифович тепло вспоминает в письме С.Н. Дурылину 3 сентября 1951 года, как о времени духовной пустыни, которая расцветает «яко крин»: «Я эти годы жил в тайге, и шел, и радовался. Там зимой волки бегали около самой почты, а летом расцветал шиповник, была скудость жизни и покой благословенной пустыни. «О мати моя — пустыня!» Было это мне как питание на будущее, как «обручение жизни вечной», и теперь мне надо было бы только хранить в себе этот залог, это видение розовых цветов шиповника по косогорам, а я не хранил и вот — изнемогаю».
Об этом храме и о жизни в Большом Улуе Сергей Иосифович пишет в «Воспоминаниях»:
В одном сибирском селе, где я жил с 1948 по 1951 год, было много ссыльных крестьян-католиков из Литвы. Их молодые женщины и девушки приходили по воскресеньям в православный храм со своими католическими молитвенниками, опускались на колени и молились. Бывали изредка и мужчины. Никто с ними не спорил о догматах, никто не измерял глубину чужих или своих ошибок. В храме без всякой «экуменической» подготовки совершалось соединение Церквей. Наверное, и во всемирном масштабе это совершится когда-нибудь так же: вне экуменических съездов, но среди грома исторических событий, в молитве и в ощущении единого прибежища — Духа Святого.
Помню, как, боясь нарушить тишину этой неожиданной радости, приходилось твердо оттирать плечом местных парней, лезущих беззлобно, но в крайнем любопытстве к склоненным молодым фигурам с четками.
Но около этой же маленькой деревянной церкви я испытал очень тяжелое чувство. Был Великий пост, шла исповедь, я вышел из храма и сел на скамейку. Рядом сидели две молодые женщины, и мы разговорились. Они пришли из далекого села, где жили вместе, одна была католичка, другая — православная. Ближайшая от них — наша церковь — была на расстоянии 35—40 км. Смотрю: у православной на глазах слезы. Оказывается, у нее только три рубля, а батюшка сказал старосте, чтобы исповедь оплачивали пятью рублями (по тогдашней валюте). Она не выражала осуждения священнику, и она не переходила в католичество, но она плакала. Я видел эти слезы, и я думаю, что надо всем нам видеть их.
Недавно на адрес редакции сайта пришло письмо от Любови Леоновой, посвященное поездке в село Большой Улуй, где в 1948–1951 годах жил С.И. Фудель.
В этом году летом в июле я посетила родину моих родителей: село Большой Улуй. В этом селе родилась моя мама, и в принципе могла родиться и я. Потому что мама уехала из этого села на 8 месяце беременности. А баба Вера очень часто рассказывала мне историю о богомоле. Поэтому я задала вопрос Владимиру Васильевичу и Людмиле Викторовне Усковым — местным краеведам: был ли у них такой человек? Может быть это была фамилия, может быть это было прозвище. Они ответили, что был. Но как потом оказалось, мы говорили о разных людях. Тот богомол, о котором сокрушалась бабушка, умер в 1957 году. А мне рассказали о богомоле Фуделе Сергее Иосифовиче. И когда я познакомилась с его книгами, которые мне показали в библиотеке этого села, то я была очень удивлена, что такой человек жил в нашем селе. Оказывается он был ссыльным, жил там три года, и писал свои книги, которые были изданы позже. (Продолжение рассказа: Большой Улуй. Родина моей мамы. – Telegraph)
О периоде жизни в этом глухом крае Сергей Иосифович тепло вспоминает в письме С.Н. Дурылину 3 сентября 1951 года, как о времени духовной пустыни, которая расцветает «яко крин»: «Я эти годы жил в тайге, и шел, и радовался. Там зимой волки бегали около самой почты, а летом расцветал шиповник, была скудость жизни и покой благословенной пустыни. «О мати моя — пустыня!» Было это мне как питание на будущее, как «обручение жизни вечной», и теперь мне надо было бы только хранить в себе этот залог, это видение розовых цветов шиповника по косогорам, а я не хранил и вот — изнемогаю».
Об этом храме и о жизни в Большом Улуе Сергей Иосифович пишет в «Воспоминаниях»:
В одном сибирском селе, где я жил с 1948 по 1951 год, было много ссыльных крестьян-католиков из Литвы. Их молодые женщины и девушки приходили по воскресеньям в православный храм со своими католическими молитвенниками, опускались на колени и молились. Бывали изредка и мужчины. Никто с ними не спорил о догматах, никто не измерял глубину чужих или своих ошибок. В храме без всякой «экуменической» подготовки совершалось соединение Церквей. Наверное, и во всемирном масштабе это совершится когда-нибудь так же: вне экуменических съездов, но среди грома исторических событий, в молитве и в ощущении единого прибежища — Духа Святого.
Помню, как, боясь нарушить тишину этой неожиданной радости, приходилось твердо оттирать плечом местных парней, лезущих беззлобно, но в крайнем любопытстве к склоненным молодым фигурам с четками.
Но около этой же маленькой деревянной церкви я испытал очень тяжелое чувство. Был Великий пост, шла исповедь, я вышел из храма и сел на скамейку. Рядом сидели две молодые женщины, и мы разговорились. Они пришли из далекого села, где жили вместе, одна была католичка, другая — православная. Ближайшая от них — наша церковь — была на расстоянии 35—40 км. Смотрю: у православной на глазах слезы. Оказывается, у нее только три рубля, а батюшка сказал старосте, чтобы исповедь оплачивали пятью рублями (по тогдашней валюте). Она не выражала осуждения священнику, и она не переходила в католичество, но она плакала. Я видел эти слезы, и я думаю, что надо всем нам видеть их.
Цитата: Редакция сайта от 24.12.2023, 16:18Появилась новая статья Светланы Алексеевны Мартьяновой: Ф. И. Тютчев в литературном наследии С. И. Фуделя.
Аннотация: В статье проанализированы контексты, отсылающие к имени и наследию Ф. И. Тютчева в текстах С. И. Фуделя. Сделаны наблюдения и выводы о роли творчества русского поэта в развитии богословских и религиозно-философских идей мыслителя XX века. Выявлена преемственность решений С. И. Фуделя с работами поэтов и критиков Серебряного века.
Появилась новая статья Светланы Алексеевны Мартьяновой: Ф. И. Тютчев в литературном наследии С. И. Фуделя.
Аннотация: В статье проанализированы контексты, отсылающие к имени и наследию Ф. И. Тютчева в текстах С. И. Фуделя. Сделаны наблюдения и выводы о роли творчества русского поэта в развитии богословских и религиозно-философских идей мыслителя XX века. Выявлена преемственность решений С. И. Фуделя с работами поэтов и критиков Серебряного века.