Диброва Д. В. Михаил Новоселов: вернувшийся в Церковь толстовец, ревнитель, просветитель, мученик

Дарья Владимировна Диброва, ст.н.с. НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова, к.б.н.
Доклад на научно-практической конференции «Епархиальные Рождественские чтения», г. Юрьев-Польский, 25 октября 2017 г.

1. Юность, увлечение учением Л. Н. Толстого и возвращение в Церковь

Отец Михаила Новоселова принадлежал к духовному сословию, но отказался идти по пути священнослужителя, и сам получил светское образование, став директором гимназии в Туле, а впоследствии в Москве, и сына направил к тому же. Михаил поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

М.А. Новоселов, студент (конец XIX в.) Источник: ВикипедияЕще с детства Михаил Новоселов был знаком лично с Л. Н. Толстым, который жил в Ясной Поляне неподалеку от Тулы. В университете он стал поклонником его учения, и даже едва не был отправлен на каторгу за печать запрещенной брошюры Льва Николаевича, направленной лично против императора Николая I. Получив наследство после смерти отца по окончании Московского университета, он решил проверить его учение на практике. Прежде всего это означало удаление от государственной службы, жизнь за счет собственного земледельческого труда в коммуне единомышленников.

Коммуна, созданная Михаилом Новоселовым, была одной из первых возникших под влиянием учения Толстого. Поселился он не вблизи от Ясной Поляны, как многие последующие почитатели Л. Н. Толстого, а в Тульской губернии, в с. Дугино.

Это время полного отхода Михаила Новоселова от Церкви – конечно, он не приступал и к таинству Причастия, о чем есть записи в местной приходской книге.

Неудача построения коммуны, которая через несколько лет распалась, вызвала недоверие к учению Толстого. За ним последовало долгое воцерковление, основным стержнем которого было личное знакомство с членами Церкви: со св. прав. Иоанном Кронштадским, с преп. Алексием Зосимовским при посещении Зосимовой пустыни. Большую роль сыграли и произведения славянофилов, прежде всего А. С. Хомякова.

2. Просветительское служение М. А. Новоселова

Приступая к своему церковному служению в начале XX века, Михаил Новоселов начинает публикацию серии брошюр, обращенных прежде всего к читающей церковной публике. Можно отметить несколько из них.

Титульные страницы некоторых изданий, вышедших в серии «Религиозно-философской библиотеки»

Забытый путь опытного богопознания, 1901 г. (первый выпуск)
Михаил Александрович приводит многочисленные цитаты из святых отцов: прп. Исаака Сирина, прп. Симеона Нового Богослова, свт. Феофана Затворника и других, которые явно свидетельствуют о «религиозном опыте, как необходимом, существенном признаке истинно духовной жизни — в начале, средине и конце её». Если нет этого опыта причастности Царству Божию здесь, на земле, а есть только рассудочные размышления (например, о догматике) – не началась еще духовная жизнь, и тщетна миссионерская деятельность по отношению к внешним. «Ведь в сущности, — пишет он, — всеми противниками Церкви владеет тот или иной дух. И противопоставлять ему можно дух же, а не слово».

Высшее церковное управление в России, 1905 г.
Сборник содержит статьи разных людей (Вл. Соловьева, проф. МДА П. В. Тихомирова, И. С. Аксакова, Л. А. Тихомирова, проф. МГУ, прот. А. М. Иванцова-Платонова и др.), свидетельствующих о «великом недуге» высшего церковного управления, связанном с реформой Петра I, установлением коллегиального правления Священного Синода и забвением соборного начала в Церкви.

О возрождении Русской Церкви, 1905 г.
Одной из задач, которые осознавал в своей церковной жизни М. А. Новоселов, была задача подготовки церковного сообщества к предстоящему Поместному Собору, созыв которого был отложен в 1905 г. указом императора Николая II. «Для того, чтобы возродить свою христианскую жизнь, — пишет он, — мы должны возродить наше церковное существование, вспомнив правильные канонические нормы церковности. Мы обязаны явиться ко времени созыва Св. Поместного Собора нашего не бессловесными овцами, а сознательными, способными отличать правду от неправды, Волю Божию от воли человеческой».

Для того служения, на которое был поставлен М. А. Новоселов — подготовка к сознательному участию в грядущем Поместном соборе и возрождении Церкви всех групп православных христиан, — издательская деятельность была недостаточна. Необходимо было и непосредственное тесное общение с людьми, собирание их. С этой целью в 1907 г. Михаил Александрович переезжает в Москву окончательно, и в своей квартире проводит регулярные встречи «Кружка ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви». Через несколько лет после этого члены кружка осознают себя как нечто большее, и так рождается братство во имя первосвятителей Московских. При создании Братства у него было 55 соучредителей.

Некоторые наиболее известные члены Братства во имя святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Для членов братства, принявших священный сан впоследствии, он указан в скобках.

Цель живого общения между мирянами и священниками осознавалась в том числе и как имеющая отношение к совершению богослужения: ситуация, в которой молящиеся в храме фактически не участвуют в общей молитве, признавалась ошибочной. Братство открыло курсы богослужебного пения, на которых давались пояснения молитвословий от Священного Писания. Внятность всякого чтения в церкви, его понятность для всех присутствующих подчеркивалась как важнейшая часть восстановления молитвенного совершения богослужения.

Члены братства участвовали в просветительской деятельности, издавая книги и брошюры; на ежемесячных собраниях братства всегда был по крайней мере один содержательный доклад.
Наконец, Братство ставило цель подготовки Церкви изнутри к Поместному собору, который без этой внутренней работы мог бы стать формальным, лишенным духа соборности.

3. После революции: активная борьба против так называемой «Живой церкви»

Из сказанного следует, что во всем круге общения М. А. Новоселова была жажда перемен в церковной жизни, ее благодатного обновления и возрождения. Однако, у него было вполне однозначное отношение к группировке «Живая церковь», захватившей высшую церковную власть в 1922 г. при поддержке правительства.
По стране прокатилась волна арестов священнослужителей и мирян в связи с сопротивлением, оказанным «Живой церкви». Михаил Новоселов избежал ареста только благодаря тому, что был предупрежден о нем и скрылся.
Будучи в бегах, Новоселов рассылает для чтения широким кругом лиц свои «Письма к друзьям» (1922—1927 гг.), которые потом стали ходить в церковном самиздате. Вот примерный перечень тем, обсуждаемых в них:

  • Разъяснения о «Живой церкви» (1)
  • О сути подлинной Церкви, от которой отпала группировка живоцерковников (2, 5)
  • О таинстве покаяния (3) и о евхаристии (4)
  • О канонах из «Книги правил» (6)
  • О причинах событий 1917 г. (7, 9, 10)
  • О знаках конца времен (8, 20)
  • Против понятия «непогрешимого авторитета» (11, 12, 13, 14 – о прп. Максиме Исповеднике, – 15)
  • О жизни по вере и покаянии (16, 17, 18, 19)

В 7-м письме М. А. Новоселов предлагает ответ на вопрос о причинах катастрофы 1917 г.

«Вспомните всю неустанную деятельность нашей злополучной интеллигенции и ее вождей, “писателей всех рангов”, в течение десятилетий разбрасывающих всюду тлетворные семена безбожного гуманизма и человекобожия, вспомните зараженную протестантскими идеями нашу духовную школу, выпускавшую рационалистов-пастырей и скептиков-учителей, от которых духовный яд неправославия распространялся в обществе и народе, идя как бы навстречу духовно-разлагающему влиянию интеллигенции, вспомните лицемерие светской власти, облекавшейся в ризу церковности для поддержания (в интересах государства) веры народной; вспомните, наконец, угодничество в ущерб, конечно, интересам церковным, духовных властей пред сильными мира сего, а главное – восстановите в своем сознании почти всеобщее непонимание существенных сторон церковного мировоззрения – теургической и мистической – и вы легко объясните себе, как естественное следствие всеобщего духовного недуга, все то кощунственное, святотатственное и богохульное, что пышным цветом раскрылось у нас в последние годы. Россия давно начала внутренне отпадать от Церкви: что же удивительного, если государство отвергло, “отделило” церковь и, по естественному и Божескому закону, подвергло ее гонению?
Давнишнее и все углублявшееся многообразное отступление народа от пути Божия должно было вызвать кару Божию, может быть, для спасения от гибели того, что могло быть спасено чрез очистительный огонь испытания. “Остаток” подлинных верующих христиан не мог отвести от России карающей десницы Господней, как такой же остаток верных иудеев не мог отклонить от своей родины и ее святынь удара, нанесенного ветхозаветным антихристом Антиохом Епифаном, о котором повествует второй литературный документ, упомянутый мною выше, а именно 1-я глава 1-й Маккавейской книги».

В 9-м письме свои мысли он подтверждает цитатами из писем свт. Игнатия (Брянчанинова), в которых тот характеризует страшное духовное состояние Церкви в XIX в. Это касается как мирян, так и духовенства, и монашества.

4. Неприятие «декларации» митр. Сергия (Страгородского) 1927 г.

М. А. Новоселов. Тюремная фотография 1929 г.В 1927 г. Михаил Новоселов занимает позицию против митрополита Сергия (Страгородского) в связи с его «Декларацией». Однако его позиция умерена: он не полагает, что оставшиеся в каноническом подчинении митр. Сергия клирики и миряне непричастны Церкви, отпали от благодати.

На вопрос В. Д. Пришвиной, что делать, если не останется священников «старого поставления», Михаил Александрович ответил: «Не надо создавать новый раскол. У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если никого не останется — идите с ними, только не забывайте крови мучеников и пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит, если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь».

5. Арест, мученическая кончина и церковная канонизация

Икона мученика Михаила Новоселова. Источник: azbyka.ruВ 1929 г. Михаил Новоселов был арестован, и в течение последующих девяти лет пребывал в заключении сначала в Бутырской тюрьме, потом в Ярославле, и наконец в Вологде, где он и был расстрелян в 1937 г.
Церковь канонизировала как мученика-мирянина. Сведения о его хиротонии во епископа нужно признать необоснованными.

«Он производил впечатление монаха в тайном постриге» — характеризует Новоселова не очень близко знакомый с ним Н. А. Бердяев. Действительно, у него не было супруги, но всю жизнь свою он посвящал служению Богу и Церкви тем, на что был призван.