Флоренский продолжил и углубил Хомякова, а Булгаков — Достоевского в области русской религиозной мысли1.
С.Н. Булгаков был для С.И. Фуделя одним из тех людей, которые определили духовный и интеллектуальный облик рубежа XIX–XX веков. Булгаков нес в себе все противоречия этой эпохи: он не только «лучше всех» понимал Достоевского (а такая похвала из уст Сергея Иосифовича означала очень много), но и сам представлял собой «точно сплав всех трех братьев Карамазовых», хотя «Алеши в нем было меньше, чем Ивана»2. Когда Сергей Фудель встречал Булгакова в 1916–1917 годах, Сергей Николаевич — ненадолго оставив преподавание — все еще оставался по складу своему профессором, профессиональным публицистом, интеллигентом-правдоискателем. И вместе с тем он был один из тех немногих, кто увидел Свет Церкви и посвятил себя служению Ей:
… запомнилась мне одна всенощная у Спаса на Песках, на Арбате летом 1917 года, то есть еще до его священства. Возглашают: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поют хорошо, то есть просто и тихо, и вечер московский был тих. Около входной двери стоит Сергей Николаевич, и по его глазам видно, как он любит этот свет и радуется, что до него дошел. «Свет Невечерний» уже издан и, кажется, уже весь распродан. <…> Но сейчас для него, наверное, совершается лично что-то еще большее, чем в этой книге3.
Фуделю запомнился образ Булгакова-борца, защищавшего Церковь от проникновения в нее чуждого, мещанского духа, выступавшего против бунта «будущих живоцерковников»4. Фудель сохранил в памяти и то впечатление, которое произвел на него доклад Булгакова на заседании Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева в 1916 году. Доклад был посвящен К.Н. Леонтьеву и судьбам европейской и русской цивилизации. Мысль о том, что — выражаясь словами Леонтьева — «европейская мещанская демократия и цивилизация» изжила себя, буквально висела в воздухе. Но Булгаков не разделял пессимизма Леонтьева; он чувствовал, что историческая эпоха заканчивается, но был уверен, что в Церкви есть творческие силы, которым еще предстоит раскрыться: «Умирает европейская цивилизация, но вечно живет спасенный Христом человек, созидая свою историю: и в катакомбах, и на просторах мира»5. В этом ощущении творческих сил, питающихся верой и церковностью, Фудель видел признак новой эпохи в истории церкви:
… отвергая «живоцерковничество», как перенесение в Церковь идей и методов революции, и Булгаков, и Флоренский, и Свенцицкий, и Дурылин, и Новоселов, и все другие деятели и мыслители того времени одновременно ждали для Церкви возрождения в жизни истинной духовности, в освобождении от государственного и бытового обмирщения и формализма. Все они тогда ждали наступления эпохи духоносной «Филадельфийской Церкви» после окончания своей, «Сардийской» церковной эпохи, о которой в Апокалипсисе сказано: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Имя этой мертвенности — замена внешностью внутреннего духовного бытия, то есть все то же обмирщение6.
Заслуга Булгакова в том, что он свидетельствовал о Церкви как о полноте духовных даров, о благодатной жизни. В этом отношении имя Булгакова стояло для Фуделя в одном ряду с именами А.С. Хомякова и свящ. П. Флоренского.
Хомяков первый вернул понятию Предания живое дыхание современной церковности, и с него началось то восприятие его, которое затем продолжили Флоренский, Булгаков, Лосский, Успенский и другие богословы. «Предание не есть археология», — писал Булгаков; это не церковный архив и не сборник указаний с ограниченной тематикой, а водительство Божие в Церкви7.
Как предвестие новой эпохи воспринимал Фудель и свою встречу с Булгаковым и отцом Павлом Флоренским летом 1917-го года в Сергиевом Посаде, где М.В. Нестеров писал портрет двух философов. В этой встрече будущее раскрывалось с двух сторон: как призвание к подлинной жизни по вере, жизни «не по плоти, но по духу», и как начало крестного страдания.
Было утро, ясное и свежее от ночи, и время тогда было такое, что как будто открывалась для Церкви возможность расцвета через свободу от всякой государственности, от всякого обмирщения. Но эта свобода и независимость требовала оплаты жертвенным подвигом, который вскоре оказался непосильным для многих плеч8.
Фудель не закрывал глаза на проблемные стороны наследия отца Сергия Булгакова: «Вполне возможно, что Булгаков мог впоследствии перейти какую-то меру богословствования о Софии и допустить ошибки, как пишут те, которым доставляет удовольствие производить над ним суд». Но не это казалось ему определяющим в облике отца Сергия. «Человек, присутствовавший при смерти Булгакова <Речь идет о духовной дочери о. Сергия — Ю.Н. Рейтлингер, инокине Иоанне>, мне рассказывал, что он умер как праведник, весь потянувшись к уже ему зримому горнему миру»9.
К отрывкам из записей сестры Иоанны нельзя не добавить еще одно воспоминание, сохранившее отпечаток личности отца Сергия. Это воспоминание прот. Александра Шмемана об о. Сергии, служащем Литургию:
В те последние годы из-за болезни, из-за отсутствия голоса, служил он только ранние литургии. Служил, из-за аппарата, заменившего горло, в очень легких, белых облачениях. Что мне запомнилось здесь? Скажу сразу — не «красота» его служения, ибо, если под красотой разуметь ритмичность и плавность движений, нарочитую торжественность, «умение», то служил о. Сергий как раз, пожалуй, «некрасиво». Кадить как-то так никогда и не научился. И было во всех его движениях что то угловатое и порывистое, что то именно не плавное и не ритмичное. Но, говоря об его служении, вспоминая его, невозможно обойтись без неуклюжего и тяжеловесного церковно-славянского выражения: служа, о. Сергий, действительно литургисал. Что-то было в его служении, в самой его угловатости и порывистости, первобытное и стихийное, что-то от древнего жреца или ветхозаветного первосвященника. Он не просто совершал традиционный во всех своих мелочах «отстоявшийся» обряд. Он до конца, до предела растворялся в нем и впечатление было такое, что Литургия служится в первый раз, падает с неба и возносится от земли впервые. Хлеб и чаша на престоле, огонь свечей, кадильный дым, эти руки воздвигнутые к небу: все это было не просто «службой». Тут что-то совершалось со всем мирозданием, что-то предвечное, космическое — «страшное и славное» — в славянском значении этих богослужебных слов10.
Основные даты жизни и творчества С.Н. Булгакова
Родился 16 (28) июля 1871 г. в г. Ливны Орловской губернии
1881–1890 — духовное училище, семинария, затем учеба в гимназии
1890–1901 — Московский университет, юридический факультет, преподавание политэкономии
1901–1905 — профессор Киевского политехнического института и приват-доцент Университета Святого Владимира
1901 — публичная лекция «Иван Карамазов как философский тип»
1905 — участие в учреждении московского Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва
1907 — избран депутатом 2-й Государственной думы, называл себя беспартийным «христианским социалистом»
1909 — статья «Героизм и подвижничество» в сборнике «Вехи»
1911 — сборник статей «Два града: исследования о природе общественных идеалов» (в т.ч. статья «Карл Маркс как религиозный тип»)
1912 — докторская диссертация «Философия хозяйства»
1914 — «Русская трагедия» («О «Бесах»»)
1917 — «Свет Невечерний: созерцания и умозрения»
1917–1918 — участие в работе Поместного собора Православной российской церкви, работа в комиссии по изучению вопроса об имяславии
11 (24) июня 1918 (день Святого Духа) — принятие священнического сана
1918–1922 — годы служения в Крыму, «Трагедия философии», «У стен Херсонеса»
Осень 1922 — арест и высылка из РСФСР
1923–1925 — профессор церковного права и богословия юридического факультета Русского научного института в Праге
октябрь 1923 — участие в съезде Русского студенческого христианского движения в г. Пшерове, основание Братства Софии
С 1925 — профессор догматического богословия, затем декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже
1927 — участие в работе Всемирной христианской конференции в Лозанне и англо-русской конференции в Сент-Олбансе в Великобритании, где было создано содружество св. Албания и преп. Сергия
1927–1929 — малая богословская трилогия
«Друг Жениха: о православном почитании Предтечи (Ин. 3, 28–30)»
«Купина Неопалимая: опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери»
«Лествица Иаковля: об ангелах»;
1933–1944 — большая богословская трилогия
«О Богочеловечестве. Агнец Божий» (1933)
«Утешитель» (1936)
«Невеста Агнца» (1945)
1937 — участие в экуменических конференциях в Оксфорде и Эдинбурге
1939 — две операции на горле, потеря голоса
1944, в ночь с 5 на 6 июня (Духов день) — кровоизлияние в мозг, 13 июля — кончина
Литература
- Булгаков С.Н. Мое безбожие // С.Н. Булгаков: Pro et contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. С. 77-84.
- Булгаков С.Н. Пять лет // С.Н. Булгаков: Pro et contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. С. 84-103.
- Булгаков С.Н. Мое рукоположение // С.Н. Булгаков: Pro et contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. С. 104-111.
- Булгаков С.Н. Ялтинский дневник // С.Н. Булгаков: Pro et contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. С. 112-143.
- Булгаков С.Н. Тихие думы// С.Н. Булгаков: Pro et contra. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003.
- Гутнер У.А. Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923−1939 годах. М.: Изд-во СФИ, 2023.
- Зеньковский В. В., прот. История русской философии. П., 1989. Т. 2. С. 430-457.
- Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж: YMKA-PRESS, 1991. С. 155-166.
- Рейтлингер Ю.Н. (сестра Иоанна). Отрывки воспоминаний об о. Сергии Булгакове // Вестник РХД. 1990, 2 (159). С. 51–83. [PDF]
- Козырев А.П. Булгаков Сергей Николаевич // Большая российская энциклопедия. [URL]
- Резниченко А.И. Булгаков Сергий Николаевич // Православная энциклопедия. Т. 6. С. 340–358. [URL]
- Фудель С.И. Собр. соч. в 3-х т. М.: Русский путь, 2001, 2003, 2005.
Примечания:
- Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 98. ↩
- Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 97. ↩
- Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 97-98. ↩
- Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 96. ↩
- Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 90. ↩
- Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 97. ↩
- Фудель С.И. «Славянофильство и церковь» Собр. соч. в 3-х т. Т. III. М.: Русский путь, 2001. С. 219. Ср. Булгаков С., прот. Православие. Париж, 1964. С. 76. ↩
- Фудель С.И. У стен Церкви. М.: Русский путь, 2012. С. 35 ↩
- Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 98. ↩
- Шмеман А. прот. Три образа // Вестник РСХД. 1971, №. 101–102. С. 19. ↩