Екатерина Юрьевна Зонова.
Доклад на Третьей региональной научно-практической конференции, посвященной жизни и творчеству Сергея Иосифовича Фуделя (1900–1977), г. Покров, 25 марта 2016 г.
Атмосфера, в которой жили члены семьи Фуделей, особенным образом раскрывается через письма Сергея Иосифовича к сыну, большинство из которых было написано из ссылок. С одной стороны, отношение отца к Николаю Сергеевичу можно назвать дружбой: общаются они на самые разные темы, как об искусстве, так и о жизненном выборе, поскольку перед Николаем как раз на тот момент эти проблемы встают; он заканчивает институт и собирается вступить в брак. Очень много говорят они о вере, и Сергей Иосифович пишет своему сыну как-то очень откровенно о себе, о своих неудачах, о том, что в нем самом неправильно. При этом, однако, сохраняется удивительный авторитет отца, то есть для Николая Сергеевича отец остается опорой в жизни. Удивительно, как эта любовь и доверие на расстоянии сохраняются и даже приумножаются.
В чем основания этих отношений внутри семьи, в чем Сергей Иосифович видит основание, цель жизни любого человека? Он пишет: «Жизнь для меня – сокровище, данное мне навеки. Как сберечь его в себе и в детях? К этому для меня сводится все… это сокровище именно Жизнь, то есть то, что мельчайшими каплями наполняет все бытие, каждое слово, каждый поступок, каждое слово и вздох. Но жизнь также требует того, чтобы идти по ней крепко: чтобы учиться, чтобы зарабатывать, чтобы не быть неумелым во всем, что требует ловкости и ума. Мы живем так, чтобы во всем быть мудрыми, но эта мудрость должна сочетаться с простой, с сохранением детского восприятия жизни, с чистотой не только сердца, но и ума. Как это сочетать в себе и в детях – вот это и его моя постоянная забота и скорбь от неумения сочетать».
С.И. Фудель пишет также: «Цель смысл и радость и блаженство человека в том и заключается, чтобы в нем всегда сиял Божественный Дух, веселя и согревая его сердце». И он пишет о том, что каждый человек должен созидать дом, чтобы этот Дух мог в нем обитать. Есть пустые дома, и даже добротно построенные, но они внушают какой-то ужас, боязнь, отчуждение. Так и человек, в которого не вселился этот огонь, вызывает тягостные чувства. «Когда это так (то есть дом души готов принять Духа), он, как божественный странник, как косой луч солнца, стучит в окно и входит – божественный гость – и вселяется в доме. И тогда согревается вся утроба человека, и сердце его расширяется и готово обнять весь мир любовью и всех звать к участию в своей радости». Дальше он пишет сыну о том, как созидать такой дом и потом содержать его в чистоте. Постройка – делание добра, добродетельная жизнь. которая требует очень серьезной работы. Нужно «засучить рукава, взять топор и рубить и тесать свой “дом”, свое жилище Духу».
Человеку свойственно духовное расслабление: когда человек живет во внешнем благополучии, он становится равнодушным. Сергей Иосифович пишет об этом внешнем благополучии как о пустыне, и Господь его из этой пустыни выводит, вообще говоря, путем страданий. «И вот тогда, когда мы уже, наверное, близки к полной внутренней смерти, Бог посылает нам во спасение “внешние толчки”. Они могут быть разные. Иногда достаточно резкой зубной боли, чтобы человек образумился. Иногда бывает нужна смерть близкого, чтобы человек проснулся и стряхнул свое душевное рабство. Иному более полезны страдания тела, иному души… Самый страшный и тяжкий грех – это равнодушие, умирание духа нашего, – и оно может быть внезапно разрушено посланным страданием». И нужно «искать того, чтобы быть всегда внутренне свободным, внутренне деятельным, не равнодушным, горячим, горящим к жизни, к Богу, к людям». Касательно отношения к людям Сергей Иосифович пишет, что нужно не завидовать, не ожесточаться, не сердиться, не замышлять против людей ничего такого, чего не желаешь себе, сострадать в их страданиях и помогать по мере своих сил.
Уже очень много было сказано сегодня об этом, и во всех произведениях С.И. Фуделя мы ощущаем его отношение к жизни, его удивительную благодарность Богу за жизнь, несмотря на все его страдания, несмотря на то, где он находится – в ссылке ли, в тюрьме. Ему удаётся как-то пронести эту благодарность, хотя из писем видно, что у него бывают тяжелые моменты отчаяния. Его внучка Мария Николаевна вспоминала, что в преддверии одного из арестов он был близок к помешательству. Он жалуется сыну на уныние и духовную пустоту, а потом пишет такие слова: «Ты прав, когда укорил меня за боязнь пустоты. Какая действительно может быть пустота, когда любишь и тебя любят, и какое может быть одиночество, когда кругом тебя дети и люди, ожидающие твоей любви. Ты прав, дорогой мой мальчик, эти мои мысли от саможаления, которое недостойно мужчины и человека. Это лишнее чувство».
В этих письмах он очень много пишет о браке. Перед его сыном встает именно этот вопрос, так как он собирается жениться на девушке, чья семья достаточно далека от веры, и он размышляет, причем ему очень важно в этом вопросе мнение отца: какое должно быть внутреннее основание для того, чтобы вступить в брак, чтобы разделить жизнь с человеком? Сергей Иосифович пишет о браке достаточно жесткие слова: он сравнивает брак с монашеством, и пишет, что «вступить в брак, это значит “потесниться”, уступить часть своего места, выпихнуть из себя много своей “самости”, ради другого». Брак он понимает как отречение от себя, а в основании его лежит то, что плоть и душу другого человека нужно сделать своими, и тем самым принять в себя всю любовь и заботу об этой душе и плоти.
Еще он пишет, что очень важно для вступления в брак отношение духовной близости, дружбы; физическое влечение быстро проходит, а дружба должна пройти через годы и испытания. За этими его словами стоит вся его жизнь: те отношения между ним и его женой, их венчание, которое состоялось в ссылке – перед ней действительно вставал вопрос, когда она связывала свою жизнь с этим человеком… Венчание в ссылке – значит, жизнь дальше будет продолжаться примерно такая же, и она сознательно разделяет его путь исповедания веры. С.И. Фудель спустя 27 лет после свадьбы пишет сыну такие слова (он как раз находился в очередной ссылке): «Я очень волновался здесь, болел сердцем, чего-то ждал еще накануне. И утром мне принесли телеграмму от мамы: “Вспоминаю целую все хорошо”. 27 лет – это очень много, даже без тех скорбей и трудов и болезней, которые были для нее в них. И поэтому я так обрадовался, получив эти слова. Значит, ей не страшно время, значит, не страшны страдания, разлука и труды, значит, сильнее всего любовь, значит, радость наша неизменна, значит, “все хорошо”».
Вот эти слова он пишет сыну уже спустя годы ссылок – это слова о радости, как ни странно. Все эти страдания, отголоски которых можно увидеть в его «Воспоминаниях», все что перенес этот человек – а плодом становится радость. И слова, которые ему говорит на венчании в напутствие епископ – «Через Крест к Свету» – они в его жизни действительно воплощаются. И вот он пишет сыну: «Ищи Церковь! Ищи счастливое человечество. Оно начинается в духовном общении между двумя-тремя: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”».