Ельчанинов Александр Викторович, священник (1881 — 1934)

Краткая биографическая справка

Священник Александр ЕльчаниновДата и место рождения: 1(13) марта 1881, Николаев

18 ноября 1905 — член совета Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева
С 1907 — член Кружка ищущих христианского просвещения
С 1910 — занятия педагогикой, лекции на Высших женских курсах по истории религии и о новой русской религиозно-философской мысли
1912 — преподаватель Тифлисской гимназии, 1914 — директор гимназии
1921 — переезд с семьей в Ниццу
1926 — рукоположен в священника и назначен для служения в православный собор в Ницце
1934 — назначен в Александро-Невский собор в Париже (в нем он прослужил всего неделю)

Дата и место смерти: 24 августа 1934, Париж (скончался после продолжительной болезни)

Активно участвовал в жизни РСХД1.

Составил тематическую подборку духовных наставлений св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Не будучи, видимо, лично знаком с А. В. Ельчаниновым, С. И. Фудель знал его как друга священника Павла Флоренского, а позднее внимательно читал и с одобрением цитировал «Записи» отца Александра. Отца Александра роднит с Сергеем Иосифовичем не только круг общения, но и понимание Церкви, собиранию которой он посвятил свою жизнь.

Духовный путь

Начиная с ноября 1916 года, С. И. Фудель вместе со своим отцом протоиереем Иосифом Фуделем начал регулярно посещать заседания Московского религиозно-философского общества, целью которого была проповедь веры в утерявшем ее обществе, особенно среди интеллигенции. Секретарем общества до 1912 года был Александр Ельчанинов. Его старший друг, С. Булгаков, назвал это время его жизни «светским пастырством», «собиранием духовных сил против безбожия и равнодушия»2. Булгаков пишет: «Когда он появлялся — со своим лучистым ласковым взглядом — навстречу ему раскрывались сердца и улыбки»3.

Призвание к общению с людьми продолжало раскрываться в педагогической деятельности: Ельчанинов стал учителем, а затем директором одной тифлисской гимназии. Школа давала учащимся намного больше, чем только знания: по словам одной из учениц, это была школа «радости, творчества и свободы», которые так ярко передавало преподавание будущего отца Александра. Его ученики подчеркивают, прежде всего, очарование его личности: «Ему можно было сказать о том, чего никому другому не доверил бы. У него можно было искать разрешения разных сомнений и советов в трудных случаях жизни». Он никогда никому ничего не старался навязать, он только стремился помочь «найти путь в ту сторону, куда каждого из нас влекло»4. В эти же годы Александр Ельчанинов читал лекции по истории религий на Высших женских курсах, а также о новой русской религиозно-философской мысли и об отдельных ее представителях, которых он всех знал лично.

После революции он оказался с семьей в Ницце, после чего вскоре был рукоположен в сан диакона, затем — священника. Вот что он сам говорит об этом: «Меня всегда, особенно последний год, пугало быстрое течение времени; это потому, что я стоял на месте. Теперь (с решением принять священство) я пошел вразрез со временем или, вернее, нырнул в глубину, где время безразлично». Также: «До священства — как о многом я должен был молчать, удерживать себя. Священство для меня — возможность говорить полным голосом». «Священство — единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе самой серьезной стороной и где сам все время живешь всерьез»5.

Отец Александр был глубоким духовником и проповедником. Кроме того, он вел беседы с молодежью в летних лагерях, где его всегда ждали с нетерпением. Он активно участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения, с которым он был связан еще в России через М. А. Новоселова. Отец Александр пишет, что все больше ценит «Движение» как «собрание и собирание всего живого и честного в Церкви, всех тех, кто принимает христианство не как традицию, не как слова, не как быт, а как жизнь». Ежегодные съезды Движения напоминали ему отдаленно тот «горячий воздух тесных христианских общин апостольского века, в котором дышит Дух Святой и совершаются чудеса, без которого христианин задыхается и является только тенью, только схемой христианина»6.

Помимо богослужений и уроков в лицее, о. Александр вел еще религиозно-философские кружки. В Ницце его домик буквально «наводнялся» близкими ему людьми — друзьями и духовными детьми. Они вместе пели церковные песнопения, затем читали Писание. Отец Александр делал пояснения, но больше всего хотел вызвать участников кружка на разговор, иметь в них не «пассивных слушателей, а активных сотрудников»7. Отец Александр всю свою жизнь стремился собирать людей, общаться с ними и созидать их общение друг с другом, основные вехи его биографии — свидетельство этому. Отец Александр отдавал всего себя людям — он был готов помогать им, говорить с ними, жить вместе с ними и для них. В священстве, в Церкви его призвание оказалось исполненным, завершенным.
Отец Александр скончался после долгой и мучительной болезни от прободения язвы желудка 24 августа 1934 года.

Церковь в «Записях» отца Александра

В «Записях» отец Александр говорит о том, что такое Церковь. Это «живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых». «Человек находит в Церкви самого себя, но не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего единения с братьями и Спасителем». «Неведение и грех — удел отдельных особей», в церковном единении преодолевается и то, и другое. В Церкви как собрании близких по духу людей даются человеку «святость и познание»8. Церковь — это люди, общение, но, конечно, не любое. Отец Александр говорит о том, как тяжело молиться с чужими людьми, незнакомыми между собой, хочется большей близости с ними, «действительно общей молитвы». И, наоборот, как легко и радостно идет молитва вместе с теми, кого знаешь и кто «вникает в слова молитв»9. Важно быть внутри Церкви, принять ее жизнь как свою, иметь «решимость переменить жизнь»10. Многие хотели бы покаяться, улучшить свою жизнь и приходят для этого в Церковь, но пока они не станут ее подлинными членами, не войдут в «общение любви с братьями»11, Церковь будет бессильна им помочь. Отец Александр сетует, что «мы мало знаем и не пытаемся, в большинстве, узнать наше богослужение, жизнь нашей Церкви». В древние времена не было алтарной преграды между священником и молящимися, все обязательно причащались и пели на богослужении, теперь же это обязанность «профессионалов». «Мы своим стоянием в церкви как бы подписываем письмо, которого не читали, берем на себя обязательства, которых не знаем»12.

Отец Александр говорит о «малых церквях отдельных семей»: он называет их «сгустками церковной теплоты»13. В этих «группах», руководимых священником, можно было бы изучать Евангелие и богослужение, помогать больным и бедным. Но самая главная цель — это церковное общение людей друг с другом.

Из «Записей» отца Александра

О вере
Для веры страшна не отрицательная полемика, не испытание ее умом — это испытание она выдержит. Ей страшна в нас слабость духа, «сердечное отступничество» (выражение Киреевского).

О смерти и вечности
Для людей нашего строя жизни смерть является неожиданностью, нелепостью, она никак не гармонирует и не вяжется со всем предшествующим. А так как смерть — явление высшего божественного порядка, то значит весь строй нашей жизни не вяжется со строем Божественным.
Многое облегчалось бы для нас в жизни, многое стало бы на свое место, если бы мы почаще представляли себе всю мимолетность нашей жизни, полную возможность для нас смерти хоть сегодня. Тогда сами собой ушли бы все мелкие горести и многие пустяки, нас занимающие, и большее место заняли бы вещи первостепенные.

О призвании к обожению человека
Человек, отвергающий свое родство Богу, отказывающийся от сыновства Ему — не настоящий человек, ущербный, только схема человека — т.к. это сыновство не только дается нам как дар, но и задается, и только в выполнении этого задания, в сознательном облечении себя во Христа и Бога и может быть полное выявление и расцвет каждой человеческой личности.
Нам непонятны многие божественные истины — но ведь непостижимость, необъятность их — их свойство. Чтобы мы, со своим ограниченным человеческим сознанием, их могли целиком охватить — мы должны сами стать наравне, стать божественными.

Об аде и Царстве Божьем
И ад и рай уже отчасти имеем мы здесь на земле — в страстях наших и в опыте добра.

О жизни
Жить надо не «слегка», а с возможной напряженностью всех сил, и физических и духовных. Тратя максимум сил, мы не «истощаем» себя, а умножаем источники сил.
Осуществленное, проведенное в жизнь, хотя и самое малое добро, живой опыт любви, бесконечно больше двинут нас вперед, отвратят всякое зло от нашей души, нежели самая жестокая борьба с грехом, сопротивление ему, нежели самые строгие аскетические меры обуздания темных страстей в себе.

О России
В нашей эмиграции есть и такая точка зрения, что в России только мрак, кровь и грязь, что искру истины спасла только эмиграция. Психология варягов, ожидающих призвания вернуться и зажечь огонь во мраке. Пока здесь есть такие настроения, мы не смеем вернуться туда, где люди кровью отвечают за свою веру и за все, что мы тут имеем даром и о чем «разговариваем», но чем мало живем.

О детях и воспитании
Для воспитания детей — самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью.

Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве — сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. От того так важно держать детей ближе к Церкви — это напитает их на всю жизнь.

Общение с детьми учит нас искренности, простоте, умению жить данным часом, делом — основному в Православии.

Дети каждый день как бы снова рождаются — отсюда их непосредственность, неосложненность души, простота суждений и действий.

Кроме того — у них незаглушенное чувство добра и зла, свобода души от плена греха, отсутствие суда и анализа.

Все это мы имеем от рождения, как дар, который мы легкомысленно растериваем в пути и потом с муками и трудами собираем по крошкам растерянное богатство.

Связи

  • свящ. Павел Флоренский, В.Ф. Эрн — близкие друзья о. Александра Ельчанинова.
  • Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус — круг общения во время учебы в Петербурге.
  • прот. Валентин Свенцицкий.
  • М. А. Новоселов — связь через кружок ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви.
  • о. Сергий Булгаков, о. Сергий Четвериков, митрополит Евлогий (Георгиевский) — близкие люди из движения РСХД.

Литература

  1. Ельчанинов, Александр свящ. Записи / Предисл. Т. Ельчаниновой, прот. С. Булгакова. М.: Русский путь. 200714.
  2. Ельчанинов, Александр Викторович // Православная энциклопедия [URL].
  3. «Несравненный педагог, рожденный быть пастырем»: Павел Васильевич Флоренский о личности отца Александра Ельчанинова / Подг. свящ. Сергей Архипов // Православие.ру [URL].

Примечания:

  1. РСХД — Русское студенческое христианское движение.
  2. Цит. по кн. А. В. Ельчанинов. Записи. С. 6.
  3. Там же. С. 7.
  4. Там же. С. 8.
  5. Там же. С. 9.
  6. Там же. С. 12.
  7. Там же. С. 248.
  8. Там же. С. 65.
  9. Там же. С. 33.
  10. Там же. С. 79.
  11. Там же. С. 171.
  12. Там же. С. 126.
  13. Там же. С. 175.
  14. Включает также проповеди и воспоминания об о. Александре митр. Евлогия (Георгиевского), прот. С. Булгакова, прот. С. Четверекова, М. Зерновой, Л. Зандера и др.