Публикуем послание митрополита Агафангела (Преображенского) (1854–1928), за хранение 35 экземпляров которого С.И. Фудель был арестован в 1922 году.
Эти оттиски ему передал М.А. Новоселов для дальнейшего распространения. Послание митрополита Агафангела было ответом на попытки новой власти расколоть Русскую церковь. Непосредственным поводом был арест патриарха Тихона и появление Высшего церковного управления (ВЦУ), действовавшего якобы от его имени. Митрополит Агафангел, который должен был замещать патриарха, видел, что ВЦУ в своей деятельности руководствуется отнюдь не церковными интересами. Он понимал также, что сообщение между отдельными частями церкви будет затруднено. В этих условиях митр. Агафангел обращался к отдельным епархиям и епископам, священникам и церковным общинам с призывом не поддерживать связи с ВЦУ, но сохранять между собой «единство святой веры в союзе братского мира».
ПОСЛАНИЕ[1]
Заместителя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Митрополита Ярославского АГАФАНГЕЛА к Архипастырям и Всем Чадам Православной Русской Церкви.
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Святейшему Патриарху и Отцу нашему ТИХОНУ угодно было от 3(16) мая 1922 г. обратиться ко мне со следующей грамотой:
“Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного Управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти; а посему благоволите прибыть в Москву без промедления… Патриарх Тихон”.
Во имя святого послушания и по долгу моей архиерейской присяги я предполагал немедленно вступить в отправление возложенного на меня служения Церкви и поспешить в Москву. Но вопреки моей воле, по обстоятельствам, от меня не зависящим, я лишен и доныне возможности отправиться на место служения… Между тем, как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Русскою Церковью. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными. Они объявили о своем намерении пересмотреть догматы и нравоучение нашей православной веры, священные каноны Св. Вселенских Соборов, православные Богослужебные уставы, данные великими молитвенниками и подвижниками христианского благочестия, и организовать таким образом «новую», именуемую ими “живую церковь”.
Мы не отрицаем необходимости некоторых видоизменений и преобразований в служебной практике и обрядах. Некоторые вопросы этого рода были предметом рассмотрения Всероссийского Собора 1918-го года, но не получили решения вследствие преждевременного прекращения его деятельности по обстоятельствам тогдашнего времени. Но во всяком случае всевозможные изменения и церковные реформы могут быть произведены только Соборной властью, а посему я почитаю своим долгом по вступлении в управление делами Церкви созыв Всероссийского Поместного Собора, который, правомерно, согласно с словом Божиим и в меру правил Свв. Вселенских Соборов, этих первых и основных источников нашего церковного строительства, рассмотрит все то, что необходимо и полезно для нашей церковной жизни. Иначе всякие нововведения могут вызвать смятение совести у верующих, пагубный раскол между ними, умножение нечестия и безысходного горя. Начало всего этого мы уже с великою скорбью и видим.
Возлюбленные о Господе Преосвященные Архипастыри!
Лишенные на время высшего руководства, Вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами; впредь до восстановления Высшей Церковной Власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению.
Честные пресвитеры и все о Христе служители алтаря и Церкви!
Вы близко стоите к народной жизни, Вам должно быть дорого ее преуспеяние в духе Православной веры. Умножьте свою священную ревность. Когда верующие увидят в вас благодатное горение духа, они никуда не уйдут от своих святых алтарей.
Братья и сестры о Господе — наши пасомые!
Храните единство святой веры в союзе братского мира. Не поддавайтесь смущению, которое новые люди стремятся внести в ваши сердца по поводу учения нашей Православной веры. Не склоняйтесь к соблазнам, которыми они хотят обольстить вас, производя изменения в Православном Богослужении, действуя не законным путем соборного постановления, но по своему почину и разумению, не повинуясь голосу древних вселенских отцов и великих подвижников, созидавших наши церковные уставы; не обольщайтесь беззаконием путей, которыми хотят повести вас новые люди к какой-то новой церкви; ищите законных средств и путей, которыми должно устранять церковные нестроения; держитесь и не порывайте союза со своими духовными пастырями и архипастырями. Повинуйтесь с доброй совестью, просвещенною Христовым светом, государственной власти, несите в духе мира и любви свои гражданские обязанности, памятуя завет Христов: “Воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови”. Наипаче же увеличьте молитвенный подвиг, ограждая себя им от наветов духа злобы, врага нашего спасения.
Итак возлюбленные о Христе чада, храните учения, чины и уставы веры нашей, храните вся преданная нам, держитесь церкви Божией, знайте, что уходящие от Св. Церкви оставляют своего Спасителя. “Тем же убо, братие, стойте, —говорит нам Апостол, —и держите Предания, имже научистеся или словом или посланием нашим” (2 Сол., 2, 15).
5(18) июня 1922 г. N 214. Ярославль.
Заместитель Святейшего Патриарха (подписал) смиренный Агафангел, Божиею Милостию Митрополит Ярославский.
[Подписи Правителя дел и секретаря]
[1]Источник: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46067, л. 38. Публикуется по Балашов Н. прот., Сараскина Л.И. Сергей Фудель. М., Русский путь, 2011. С. 72. Другая редакция послания опубликована в сборнике: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 219.