Приходской устав, принятый Поместным собором Русской Церкви 20 апреля 1918 года

По изданию: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск третий. Приложение к «Деяниям» второе. М.: Издание Соборного Совета, 1918. С. 3—41. (Репринтное издание: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994.)

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ к приходскому уставу.

  2. ПРИЛОЖЕНИЕ.

    1. I. О Богослужении.

    2. II. О престольных праздниках.

    3. III. О посещении домов.



  3. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви О православном Приходе 7 (20) апреля 1918 года. ПРИХОДСКОЙ УСТАВ.

    1. Глава I. Общие положения.

    2. Глава II. О приходском храме.

    3. Глава III. О причте.

    4. Глава IV. О прихожанах.

    5. Глава V. Об управлении приходскими делами.

    6. Глава VI. О Приходском Собрании.

    7. Глава VII. О Приходском Совете.

    8. Глава VIII. О приходских учреждениях.

    9. Глава IX. Просвещение населения.

    10. Глава X. О храмовом и приходском имуществе.

    11. Глава XI. О соборных храмах.

    12. Глава XII. О кладбищенских храмах и кладбищах.

    13. Глава XIII. О союзах приходов.



ВВЕДЕНИЕ к приходскому уставу


Составлено по поручению Священного Собора Православной Российской Церкви, Членами Собора: Архиепископами Тверским Серафимом и Пермским Андроником, Л.К. Артамоновым и П.И. Астровым и рассмотрено, во исполнение постановления Священного Собора от 7/20 января 1918 года, Высшим Церковным Управлением.

I.
Цель христианской жизни — спасение души в вечную жизнь. Воодушевляющим началом для христиан является вера во Христа Сына Божия, вочеловечившегося для нашего спасения. Такое воодушевление верою проявляется как в настроении спасающихся христиан, так и в их соответствующей жизни и во взаимоотношениях. Содержимые единым духом веры, христиане, естественно, исполняют в себе завет Христа Спаса о единении верующих в Него по образу единства Святой Троицы. Как во Святой Троице — единая жизнь Божественного естества, так и во множестве спасающихся христиан — единая жизнь Того, вера в Кого всех их воодушевляет. Это — единая жизнь, по образу жизни тела, в котором все и всякий член отправляют свое назначение для всего тела, движимого и оживляемого единою жизнью его главы, своим жизненным началом все тело и члены его проникающей. Это и есть созданная Спасителем Его Святая Церковь — Его Тело. Она объемлет собою верующих всех времен и народов мира сего. Она посему — единственная путеводительница в жизнь вечную, ибо спасение может быть достигаемо только в Святой Христовой Церкви.

Осуществлением такой церковности между ближайшими христианами с самого начала христианства были отдельные, возглавляемые и руководимые Епископами, малые церкви. С увеличением числа христиан, Епископы поставляли пресвитеров и их руководству вверяли отдельные части своих епархий, теперь называемые православными приходами. Таким образом, Господь Свою Церковь вверил в устроение и управление Своим Апостолам и их преемникам — Епископам, а через них вверяет и пресвитерам малые церкви — приходы. Своим работникам-пастырям вверил Он души верующих — приводить их в послушание веры, по св. ап. Павлу (Рим. 1, 5). Они и являются вдохновителями и устроителями как всей Церкви, так и отдельных малых церквей — приходов. С них и спросит Господь за судьбы Церкви, приходов и отдельных христиан.

На этом начале созидаемая христианская жизнь в приходах и освящается благодатью живущего в Церкви Спасителя. Воодушевляющая всех вера естественно подвигает всех на живое деятельное участие в церковной жизни прихода, как в своем собственном душевном спасении (1 Кор. гл. 12). Всякий отдельный христианин, по данным ему дарованиям и полномочиям, исполняет свое послушание, составляющее его назначение в церковном теле, с чем вместе он достигает и личного своего спасения. Уклонение же всякого отдельного христианина от этого назначения — послушания, или восхищение недарованного служения в Церкви не только вносит расстройство в жизнь всего церковного тела, но удаляет и самого его от надежды на достижение спасения души. Никто не может здесь, как в живом благодатном теле, сложить с себя свой долг; никто не может и восхитить себе не дарованного ему того или иного служения в Церкви. При утрате живой церковной связи и сознания своего назначения в Церкви для наследования вечной жизни возникают споры и прекословия между отдельными членами Церкви, осуждаемые св. ап. Павлом (1 Кор. гл. 12) и унижающие святое спасительное дело Христово. Правильная же церковная жизнь в приходе устрояется по сему благодатному завещанию св. ап. Павла:

…не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим. XII: 3, 6-8).

Посему в православном приходе облагодатствованные через архиерея пастыри должны быть ответственными руководителями и устроителями всей приходской жизни. Под их руководством прочие клирики и пасомые миряне должны, в меру своих от Бога дарований и возложенных послушаний, содействовать устроению прихода для удобнейшего достижения спасения души всеми и каждым христианином-прихожанином. Забота об этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше трудиться во спасение своей души для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудившихся и т. д., по Апостолу — к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес. IV: 12-13). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах:

…они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деян. II: 42, 44-45, 47). Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их (Деян. V: 3).

Так и все христиане, духом своим между собою объединяясь в Богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа — Главы церковного тела, объединяются и во всей христианской жизни и деятельности, как проявлении полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах — приходах.

Вот сущность и назначение Церкви Христовой; вот церковное основание и устроение православного прихода, как малой церкви спасающихся христиан. С этой стороны и должно быть рассматриваемо все положение об устроении православного прихода.

II.
Узакониваемое Уставом о православном приходе не есть что-либо новое, так было и в Греческой Православной Церкви издревле. Как сказано было выше, с самого начала приходы, совпадавшие с епархиями и руководимые Епископами, были как малые церкви, внутренне объединенные между собою. Такое объединение и провело Церковь через горнило гонения не разбросанной, но объединявшею христиан всех мест и народов. Миланский эдикт (313 г.) равноапостольного царя Константина застал православные приходы уже устроенными и признал за ними юридические права собственников церковноприходского имущества. Каждая малая христианская церковь из клира и мирян во главе с Епископом и составляла приход (парикию). Епископ, через поставляемых от него клириков, был руководителем церковной жизни в приходе и распорядителем церковного имущества в нем (Апост. 38, 40, 41) исключительно на церковные нужды.

С принятием веры от греков мы, русские, восприняли от них и их церковный порядок в приходской жизни, хотя и со своим своеобразным приложением его к делу. Прежде всего, тогда как на Востоке епархии постепенно расширялись из одного прихода в соединение многих приходов, в России наоборот: епархии постепенно сокращались в своих пределах, увеличиваясь количественно в своем числе. Русский Архиерей, управляя гораздо более обширною епархией со множеством приходов, не мог так близко входить в управление и руководство каждым приходом в отдельности. Отчасти это исправлялось, между прочим, тем, что приходские священники из пределов епархии собирались к своему Епископу в неделю православия или в иное воскресенье, которое так и называлось поэтому «сборным воскресеньем». На таких собраниях и обсуждались церковные и приходские дела и нужды, а священники получали от Епископа своего указания и советы для проведения в жизнь. В силу таких условий наши приходы естественно устраивались сами собой под руководством своих пастырей, управляемых епархиальным Архиереем. Приходы указывали Архиерею на кандидатов в клир. Они же строили и содержали храмы и причтовые дома, как и прочие церковно-приходские здания, считавшиеся мирским строением, а равно обеспечивали и клир приходским содержанием. Такой порядок был закреплен постановлением Стоглавого Собора 1551 года, как и Духовным Регламентом. Так устроившись, древний православный приход деятельно заботился о церковном просвещении и благотворительности. На духовенстве лежало дело обучения грамоте и церковному пению, и высокие успехи в этом деле засвидетельствованы самим Стоглавым Собором. Тогда умеющих «грамоте и писати и пети и чести гораздо много было» и они «славны были по всей земли и доднесь». Благотворительность же велась приходом и через выборных старост и «братчиков» с их помощниками. Так и устраивались при Церквах разные богадельни или Божьи дома (отсюда божедомки), общеприходские праздничные трапезы (покровщина, успенщина, никольщина и др.). По праздникам в приходскую избу собирались прихожане вместе с клиром, обсуждали приходские дела и нужды, учитывали старосту, проверяли «всемирскую коробку» —денежный ящик с церковно-приходской казной и документами. Через эту «коробку» церковная казна являлась как бы приходским банком, тем или иным путем приходившим на помощь прихожанам в трудную пору жизни. Для ясного же учета своего состава приход вел приходскую книгу, впоследствии замененную ведением метрических книг о родившихся, о брачующихся, об умерших.

Восстановлением указанных древних порядков в приходе и будет постепенное и осмотрительное, но решительное и планомерное проведение в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе.

III.
С чего начинать устроение православного прихода? При объявленной не только вероисповедной свободе, но и при несомненном гонении на Церковь, надлежит прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой, кто, при всех опасностях за веру, охотно принимает слово Апостолов о Христе Спасителе в жизнь вечную. Для сего надлежит теперь же по приходам произвести запись всех, желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме. Подготовляя к такой записи христиан в приходскую книгу, надлежит вести с православными и в храме и по селениям беседы о спасительной вере, о Церкви, вне которой нет и не может быть спасения, о церковной жизни, о православном приходе, о приходской жизни и деятельности, о непременном личном участии всякого прихожанина в устроении прихода, как священном долге христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мертвым членом в теле. На таких беседах указывается, что в приходской жизни будет дело и для пастыря, и для прочих клириков, и для всякого прихожанина. Было бы еще целесообразнее — всякую отдельную мысль таких бесед обобщать в отдельном положении и заставлять слушателей заучивать это повторением общенародно тут же на беседе. Для воодушевления слушателей такие беседы необходимо не только предварять и заканчивать молитвою, но и сопровождать и прерывать общенародным пением молитв. При выяснении сказанного, следует настойчиво указывать, что от забвения истинной церковной жизни, от утраты нами чувства церковности, нас всех объединяющей и воодушевляющей на братское общение для вечного спасения, между прочим, от этого и произошло все падение нравов со всеми переживаемыми теперь нами грозными последствиями, когда вместо духа любви господствует такая злобная вражда между людьми, называющими себя христианами. По неоднократном и удобопонятном разъяснении сказанного, и возможно, и следует предложить записаться в приходскую книгу всем, свободно желающим быть прихожанами при том или ином храме. После же такой записи и можно будет приступать к устроению всего приходского дела, начиная с Приходского Совета. По выяснении всех отдельных отраслей приходской жизни, указывается, что необходимо сделать для их упорядочения и улучшения, намечаются и пути к тому.

Но при всем том, нельзя приступать пастырю к выполнению Устава о православном приходе, не подготовивши хотя бы некоторых прихожан к сознательному и деятельному участию в данном деле. Несомненно, у всякого пастыря в приходе имеется несколько особенно благочестивых и толковых прихожан. Их и надлежит объединить около себя, воодушевляя их на приходское дело, на привлечение к этому и других. Так постепенно создадутся в приходах большие или малые кружки и содружества ревнителей. Они будут ближайшими помощниками пастыря и проводниками его начинаний в приходе. Таким порядком будут постепенно и разумно подготовлены не случайные и слепые, а целесообразные выборы и в Совет Приходской, и на иные служения в приходе. Только после такой внимательной подготовки и можно будет приступать к проведению в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе. В заведующие делами прихода избираются наиболее благочестивые и усердные из прихожан лица, а, кроме того, избираются и такие ревнители, которые могут быть полезными для ближайшего наблюдения за тем или иным делом в приходе: один будет ведать просвещением, другой — благотворительностью, третий — наблюдением за молодежью, иной наблюдает за сектантской пропагандой, а тот — за воспитанием детей и т.д. Кроме того, для удобства наблюдения за жизнью прихода и руководства делом, весь приход разделяется на участки, которые и вверяются определенным прихожанам-наблюдателям и руководителям. Таким порядком высокий пастырский долг священника в приходе и будет управляем пособничеством самих прихожан; то, что ускользало прежде из внимания перегруженного делом приходского пастыря, это теперь дойдет до него через его пособников — воодушевленных пасомых, чтобы вызвать от него должный руководящий ответ и указание.

При личном пастырском воодушевлении на указанную приходскую работу во спасение своей души, приходской священник и будет действительным руководителем и даже отцом своей паствы. Его жизнь будет нераздельна от жизни паствы, и паства будет в тесной живой связи со своим пастырем, как проводником Божественной благодати, их просвещающей и оживотворяющей и всех объединяющей в одно церковное тело. При таких условиях пастырь и сможет от своего личного пастырского воодушевления вложить «дух жизни» в сухие кости положения о православном приходе. Так постепенно и устроится приходская жизнь по всей России в её обновление из переживаемой духовной разрухи. Живительное начало христианской веры просветит тьму нашего духовного оскудения, поднимет дух в отдельных христианах, устроит семейную добрую жизнь, украсит через это и общественность нашу. Возродится душа народная от возрождения веры через приходскую жизнь, возродится и тело народной жизни — наша государственность.

IV.
Из всего сказанного вытекает следующее:


  1. Пострадавший на Кресте ради спасения душ человеческих Господь основал для того же на земле Свою Святую Церковь, как ковчег Ноев во время всемирного потопа. Вне этой Его Церкви никто не может спастись.

  2. Эту благодатную Свою Церковь вверил Спаситель руководству Апостолов и их преемников — Епископов, а от них, эти последние, при невозможности одному объять всю епархию, вверяют некоторые части её — приходы пресвитерам, как исполнителям епископских предначертаний для христиан.

  3. Под благодатным руководством пастырей верующие и объединяются в молитве, в богослужении, в жизни, составляя малые церкви — приходы церковные для взаимодействия и взаимопомощи в восхождении к Богу во свете Его евангельского закона и по указанию правил церковных.

  4. По образу жизни тела человеческого, благодатная жизнь Христова, разливающаяся во всем теле Церкви Его, одинаково проявляется и в жизни прихода, где посему всякий христианин должен принимать живое участие в устроении на лучшее приходского дела, и тем достигать и своего личного спасения.

  5. Для сего, под руководством преемственно Богом поставленных пастырей, все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями.

  6. Но и пастыри и пасомые, чтобы быть им под благодатным водительством Самого Христа в Церкви Его, должны помнить слово свят. Киприана Карфагенского: «Епископ в Церкви и Церковь в Епископе, и если кто не с Епископом, тот вне Церкви».

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. О Богослужении.


  1. В воскресные и праздничные дни прихожане и их семьи посещают приходские храмы для присутствия и допускаемого церковными правилами участия в церковном богослужении, помня, что по строгому церковному правилу за непосещение без уважительных причин трех воскресений они подлежат отлучению от Церкви (VI Вселенский Собор, 80 прав.).

  2. В остальные дни прихожане посещают храм и участвуют в церковном богослужении по мере возможности.

  3. В дни, назначенные церковным уставом для совершения великих освящений воды на реках, озерах, ручьях и т. п., такие освящения совершаются на местах, установленных для сего местным преданием или назначенных церковного властью, и прихожане с их семьями присутствуют по возможности в полном составе.

  4. В дни, назначенные церковью для поминовения умерших, прихожане участвуют в установленных для сего богослужениях в приходах; где есть кладбище, панихиды совершаются по возможности на самих кладбищах.

  5. В дни общественных бедствий прихожане соединяются для общественных богослужений, которые совершаются в храмах, а в потребных случаях — под открытым небом (на улицах, площадях, полях и т. п).

  6. В дни, установленные церковным преданием или назначенные церковной властью для совершения крестных ходов, прихожане и их семейства участвуют в этих крестных ходах по возможности в полном составе.

II. О престольных праздниках.


  1. В приходах особо чтятся дни праздников и дни памяти святых, в честь которых воздвигнуты приходские храмы и их престолы. Богослужение в эти дни совершается с особой торжественностью в присутствии и при возможном участии прихожан в их полном составе.

  2. Церковное празднование престольных праздников может продолжаться в согласии с местными обычаями и преданиями несколько дней. К этим дням приурочиваются, по возможности, важнейшие события общественно-приходской жизни: устраиваются общие и приходские собрания, открываются вновь учреждаемые приходом школы и т. п.

  3. В дни престольных праздников настоятель храма с причтом или один из священников с причтом посещают прихожан в их домах для совершения краткого праздничного молитвословия, согласно с существующими на этот предмет местными обычаями.

  4. В городах престольный праздник соборного храма совершается как престольный праздник всего города.

  5. В епархиях престольный праздник кафедрального собора совершается как престольный праздник всей епархии.

  6. Престольный праздник патриаршего кафедрального собора почитается как престольный праздник всей Русской Церкви.

III. О посещении домов.


  1. Кроме престольных праздников настоятель храма с причтом или священник с причтом посещают своих прихожан в их домах для краткой молитвы в дни, установленные местными обычаями и церковным преданием, например, дни Святой Пасхи, Рождества Христова, Крещения Господня, при наступлении Св. Четыредесятницы.

  2. Для причащения отходящих в вечность Св. Дарами настоятель храма или священник с причтом посещают дома прихожан по их приглашению.

  3. По особым приглашениям прихожан в их домах приходским настоятелем или священником с причтом могут быть совершены и другие допускаемые Церковью для совершения в домах таинства и богослужения.

  4. Для духовного руководства прихожан настоятель и священник могут и даже должны посещать дома своих прихожан по своему почину или же поручать такое посещение и другим членам местного причта.

Определение

Священного Собора Православной Российской Церкви

О православном Приходе

7 (20) апреля 1918 года

П Р И Х О Д С К О Й    У С Т А В

Глава I. Общие положения



  1. Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального Архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля.

  2. Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединенные верою во Христа, молитвами, таинствами, христианским учением и церковной дисциплиною, содействовали друг другу в достижении спасения через христианское просвещение, добрую жизнь и дела христианского благотворения, и имели попечение о нуждах своего храма, причта и прихода с его учреждениями, а также о нуждах общеепархиальных и обще-церковных Российской и Вселенской Церкви.

  3. Открытие нового прихода совершается с разрешения Высшего Церковного Управления или по просьбе населения, или по определению епархиальной власти при соблюдении правил и законов, для этого установленных.

  4. Пределы прихода могут быть изменены епархиальной властью по ходатайству прихожан и с согласия причтов и приходов, в пределы коих вводятся изменения.

  5. Если число прихожан по каким-либо причинам в приходе значительно уменьшится, а остальные прихожане не будут в состоянии обеспечить причт и храм надлежащим содержанием, или в случае общего обеднения прихожан, при невозможности оказать должное пособие из общеепархиальных или общецерковных средств, а также в случае несоблюдения прихожанами лежащих на них обязанностей по содержанию храма и причта, таковой приход вместе с храмом приписывается, по распоряжению епархиальной власти, к одному из ближайших монастырей или соседних приходов. В многопричтовых же приходах, в указанных случаях, соответственно уменьшается число причтов.

  6. В случае прекращения существования прихода, вследствие перехода прихожан в другое исповедание или по каким-либо иным причинам, находящиеся в приходе храмы, молитвенные дома, часовни и все храмовое и приходское имущество передаются распоряжением епархиальной власти другому храму или приходу, по её усмотрению.

  7. Приходской храм и приход являются особыми юридическими лицами.

Глава II. О приходском храме



  1. Приходской храм есть святыня прихода и потому забота о благоустроении храма есть священная обязанность причта и прихожан; обязанность охраны храма лежит на прихожанах под руководством причта.

  2. В приходе, кроме приходского храма, могут быть храмы приписные и кладбищенские, а также молитвенные дома и часовни.

  3. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с разрешения епархиальной власти и с соблюдением церковных и гражданских на этот предмет законов, на средства прихода, епархии, казны, частных благотворителей, общественных организаций и другие.
            Примечание. Создателям храмов и лицам, особо потрудившимся в деле сооружения, благоустроения или содержания приходского храма, епархиальным Архиереем может быть присвоено, по представлению прихода, звание попечителей храма.

  4. В случае недостатка местных средств на построение храма или на неотложный капитальный ремонт его, могут быть разрешены сборы: а) в своей епархии — властью епархиального Архиерея, б) в других епархиях — по соглашению с местными Архиереями и в) во всей России — с разрешения высшей церковной власти.

  5. В молитвенных домах и часовнях может быть совершаемо богослужение, не исключая и совершения, с разрешения епархиального Архиерея, Божественной литургии.

  6. Существующие в приходе приписные и кладбищенские храмы, молитвенные дома должны быть охраняемы и поддерживаемы в благоустроенном виде.

Глава III. О причте



  1. Приходской причт определяется в составе: священника, диакона и псаломщика. Число членов причта может быть епархиальной властью увеличено или сокращено по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами; во всяком случае, причт должен состоять не менее как из двух лиц: священника и диакона, или священника и псаломщика.
            Примечание. Должность псаломщика может быть замещена и лицом в сане диакона.

  2. Избрание и назначение на священно- и церковно-служительские должности принадлежит епархиальному Архиерею, который при этом принимает во внимание и кандидатов, о коих ходатайствует Приходское Собрание.

  3. Члены причта могут быть перемещены и уволены от своих мест только по суду или по собственному их желанию.

  4. Обязанности членов причта, при исполнении ими своих священно- и церковно-служительских должностей, определяются церковными правилами и распоряжениями по руководству высшей церковной власти.

  5. Настоятель прихода и прочие священники (где они есть) вместе с другими членами приходского причта ответственны перед Богом и своим Архиереем за благосостояние прихода со стороны религиозной настроенности, духовного просвещения и нравственного преуспеяния его.

  6. Кроме исполнения пастырского и богослужебного долга, в обязанности приходского причта входит ведение метрических и других церковных документов.

Глава IV. О прихожанах



  1. Прихожанами признаются все лица православного исповедания, живущие в пределах прихода и сохраняющие живую связь со своим приходским храмом.

  2. Прихожане обращаются за требоисправлениями к своему приходскому священнику, который обязан, руководствуясь церковными правилами, совершать требы для всех прихожан; в указанных законом случаях он обязан совершать требы и для иноприходных, проживающих как в пределах его прихода, так и вне их.

  3. Все прихожане с их семействами, имеющие местожительство в пределах прихода, вносятся причтом в особую приходскую книгу. В книге в особых графах отмечается фамилия, имя, отчество, звание и род занятий каждого, дата его рождения и крещения, бытия у исповеди и Св. Причастия, вступления в брак, время смерти, время переселения в приход или выбытия из прихода. Книга приходская выдается бессрочно от епархиального начальства.
            Примечание. Форма приходской книги утверждается высшей церковной властью.

  4. При перемене местожительства и перечисления кого-либо из одного прихода в другой, настоятелем выдается, по заявлению перечисляемого, выписка о нем из приходской книги за надлежащей подписью и печатью. Выписка эта вносится в книгу нового прихода.

  5. Прихожане того или другого прихода могут одновременно, по своему желанию, быть приписываемы к составу других приходов по месту жительства или местонахождения недвижимого имения, при условии осведомления о том Приходского Собрания каждого из приходов.
            Примечание. Исповедующиеся не у приходского своего священника, обязаны представлять от последнего удостоверение о бытии у исповеди своему приходскому священнику.

  6. Каждый прихожанин содействует благосостоянию своего прихода в религиозно — нравственном и других отношениях: участвует в богослужении, соблюдает посты, исповедуется и причащается Св. Таин, принимает участие в делах благотворительности, христианского просвещения и взаимопомощи.

  7. На прихожанах лежит забота о материальном содержании причта и об обеспечении его в сёлах домами, а в городах домами или квартирами.
            Примечание. Приходы, в коих по местным условиям причты проживают в собственных домах, построенных на церковной земле, могут входить в соглашение с членами клира, выбывающими из приходов, относительно приобретения принадлежащих им домов для нужд местного клира.

Глава V. Об управлении приходскими делами



  1. Управление приходскими делами совершается, под руководством епархиального Архиерея, настоятелем прихода совместно с другими членами причта, церковным старостой и при участии прихожан.

  2. Совместная деятельность клира и прихожан в управлении приходскими делами осуществляется через Приходское Собрание и Приходской Совет.

  3. На обязанности настоятеля лежит попечение по всем делам прихода и наблюдение за правильным ведением отчетности по церковному хозяйству и делопроизводству, а также сношения по делам церковно-приходским с епархиальной властью.

  4. Церковный староста избирается прихожанами на три года, для совместного с причтом и Приходским Советом приобретения, хранения и употребления храмовых денег и всякого храмового имущества, под надзором и руководством Благочинного и епархиального Архиерея.
            Примечание. Наказ церковным старостам издается Высшим Церковным Управлением.

  5. Церковные старосты при приходских храмах и их помощники избираются Приходским Собранием.
            Примечание. В церковные старосты могут быть избираемы и женщины.

  6. Церковный староста по избрании приводится к присяге, и является исполнителем распоряжений Приходского Собрания и Совета в отношении заведования храмовым хозяйством.

  7. Церковный староста входит в состав Приходского Совета по должности.

  8. Церковный староста действует под контролем Приходского Совета; по истечении года он представляет Приходскому Совету отчет о состоянии храмового имущества и о приходе и расходе храмовых сумм; отчет этот в общем порядке представляется епархиальной власти.

  9. Должности церковного старосты и приходского казначея в исключительных случаях, по ходатайству прихода, могут быть совмещаемы.

  10. Церковные старосты кафедральных и уездных бесприходных соборов и бесприходных кладбищенских городских храмов избираются общим собранием представителей православных приходов данного города.
            Примечание. Число членов этого собрания и порядок избрания устанавливаются епархиальной властью.

  11. Церковные старосты могут быть избираемы и к храмам приписанным, не имеющим особых причтов, если в этих храмах совершается богослужение, имеется собственное имущество и ведется отдельное от приходского храма хозяйство.

  12. К храмам домовым, при учебных, богоугодных и благотворительных и иных учреждениях, старосты избираются управлением этих учреждений, при которых находятся храмы.

  13. Утверждение в должности церковного старосты в бесспорных случаях принадлежит Благочинническому Совету, а в спорных случаях епархиальной власти.
            Примечание. Старосты кафедральных соборов утверждаются епархиальным Архиереем.

  14. По усмотрению Приходского Собрания может быть избран помощник церковного старосты, на основании вышеизложенных статей о церковном старосте.

Глава VI. О Приходском Собрании



  1. Приходское Собрание созывается по постановлениям Приходского Совета не менее одного раза в полугодие. В случае нужды может быть созвано Советом чрезвычайное Приходское Собрание: а) по постановлению Совета, б) по распоряжению епархиальной власти, в) по заявлению приходского священника-настоятеля и г) по ходатайству не менее 25 прихожан, имеющих право участвовать в Собрании.
  2. Приходские Собрания происходят в удобных для того помещениях, а при отсутствии таковых, могут быть созываемы и в храме.
  3. Объявление о созыве очередного Приходского Собрания делается в храме после богослужения в три воскресных или праздничных дня, предшествующих Собранию, а также вывешивается на церковных дверях, или может быть произведено иными способами по указанию Приходского Совета. В объявлении должны быть точно обозначены время и место Собрания, и предметы, подлежащие обсуждению. По делам, не терпящим отлагательства, Приходское Собрание может быть созвано и в семидневный срок, с тем, однако, чтобы объявление о нем было сделано спешно по всему приходу, но на таком собрании не должны быть постановлены решения о каких-либо общеприходских денежных налогах.
            Примечание. В случае особой важности созыв Приходского Собрания может быть произведен неотлагательно всеми доступными способами и средствами, извещающими членов Собрания о необходимости явиться к месту созыва.
  4. Право участия в Приходском Собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесенные в приходскую книгу, за исключением лиц, указанных в стт. 45 и 46; право участия с совещательным голосом имеют все прихожане, достигшие брачного возраста и ведущие самостоятельно свое хозяйство.
  5. Приходское Собрание может лишить права участия в своих заседаниях и права избрания на приходские должности: а) лиц, грубо нарушавших благочиние в храме, а также в Приходском Собрании; б) лиц, упорно уклоняющихся от взноса общеприходских сборов, и в) лиц, имеющих предосудительные занятия или ведущих предосудительный образ жизни. Все указанные лица могут быть восстановлены в своих правах Собранием, если принесут раскаяние и своею жизнью засвидетельствуют об исправлении.
  6. Не имеют права участия в Приходских Собраниях: 1) живущие менее года в приходе и не записанные в приходскую книгу; 2) уклоняющиеся от ежегодного исполнения христианского долга исповеди и Св. Причастия, за исключением случаев, когда в виду особо извиняющих обстоятельств, засвидетельствованных приходским священником, Собрание восстановит таких лиц в праве участия в Собрании; 3) осужденные за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденного или полученного через обман имущества и ростовщичество и другие более тяжкие преступления, исключая тех лиц, дела о которых окончены примирением, и лиц отбывших по суду наказание, если после сего прошло три года; 4) лица, состоящие в открытом сожительстве без церковного брака.
  7. Приходское Собрание проверяет права своих членов. Всякий член приходского Собрания, утративший по тем или другим причинам право участвовать в Собрании, обязан сам устраниться от этого участия.
  8. Дела, не обозначенные в объявлении о созыве Собрания, во всяком случае не могут быть рассматриваемы Собранием без согласия Приходского Совета.
  9. Дела, предназначенные к решению на Приходском Собрании, подготовляются или Приходским Советом или особой Комиссией, избранною Приходским Собранием.
  10. Приходское Собрание считается действительным, если, кроме настоятеля, на Собрание явилось не менее 1/10 части полноправных прихожан; когда же предметом обсуждения на Собрании является указание кандидата на свободное место в составе причта или выборы членов Приходского Совета, а также решение вопросов о самообложении и вообще денежных дел, для действительности Собрания требуется присутствие не менее половины полноправных прихожан.
  11. В многолюдных приходах, в которых записано в приходскую книгу более 500 полноправных прихожан, Приходское Собрание может быть составляемо из уполномоченных от прихожан. Для выборов уполномоченных приход разделяется на участки, при чем, число уполномоченных определяется применительно к величине прихода и к количеству участков в приходе. Установление такого состава Приходских Собраний и числа уполномоченных в каждом приходе подлежит утверждению епархиальной власти по ходатайству прихода.
    Для действительности такого Собрания, в нем должно присутствовать, кроме настоятеля, не менее 2/3 уполномоченных.
  12. Если Собрание не состоится по причине неприбытия положенного числа прихожан или уполномоченных, то оно созывается вторично в срок по усмотрению Приходского Совета и считается действительным при всяком числе присутствующих членов, о чем и предупреждаются прихожане при извещении о Собрании.
  13. В приходах, разбросанных на большом пространстве и состоящих из многих деревень и поселков, на Приходские Собрания должны быть присылаемы уполномоченные от каждой части прихода в том числе, которое будет определено первым Приходским Собранием.
  14. На Приходском Собрании председательствует настоятель прихода или заменяющий его, в случае его болезни или отсутствия, священник. Товарищ председателя избирается Собранием из мирян. При обсуждении дела, касающегося лично настоятеля прихода, а также при избрании кандидатов в члены причта обязательно председательствует Благочинный или его помощник.
  15. Приходским Собраниям принадлежит обсуждение и решение всех приходских дел и вопросов, распоряжения приходскими капиталами и имуществом, надзор через доверенных и избранных лиц, членов Приходского Совета и попечителей за всеми приходскими учреждениями, установление самообложений.
  16. В частности обсуждению и решению Приходских Собраний подлежат:

    1. а) дела по сооружению, ремонту и содержанию в надлежащей исправности храмов и всех церковных зданий, а также кладбищ;

    2. б) суждение о кандидатах в члены приходского причта;

    3. в) попечение об обеспечении членов причта помещением и содержанием;

    4. г) дела по устройству и ремонту домов для причта с необходимыми хозяйственными постройками;

    5. д) избрание должностных лиц прихода: церковного старосты, членов Приходского Совета, членов ревизионной комиссии, попечителей, блюстителей и заведующих приходскими учреждениями и имуществом;

    6. е) определение размера содержания должностных лиц в подлежащих случаях;

    7. ж) определение порядка действия приходских исполнительных органов;

    8. з) утверждение правил заведования капиталами и другим имуществом, принадлежащими приходу или находящимися в его ведении и распоряжении, а также заведование состоящими в приходе учреждениями: лечебными, благотворительными, просветительскими и другими;

    9. и) представление заключений по вопросам, предложенным на обсуждение Собрания Епархиальным начальством или Правительством;

    10. i) возбуждение ходатайств перед епархиальным Архиереем и гражданской властью;

    11. к) забота о религиозно-нравственном обучении и воспитании подрастающего поколения и заведование приходскими учебными заведениями, а также забота о храмовом пении, об устройстве религиозно-нравственных бесед и чтении, приходской библиотеке, снабженной книгами религиозно-нравственного содержания, и об издании назидательных листков и брошюр;

    12. л) забота об образовании миссионерских кружков и братств, о создании просветительских кружков и учреждений, кружков для уборки храмов, благотворительных и взаимопомощи, пожарной дружины, кооперативов, потребительской лавки, приходского дома, приходской пасеки и других;

    13. м) изыскание средств на нужды прихода и храма путем сборов, самообложения, подписок, а также ассигнований и заимствований из церковных сумм;

    14. н) образование особых капиталов на храмовые и приходские потребности;

    15. о) дела по приобретению и отчуждению недвижимого имущества;

    16. п) дела по принятию пожертвований в пользу храма и прихода;

    17. р) дела по представлению обязательных взносов и оказанию пособий на епархиальные и общецерковные нужды;

    18. с) рассмотрение и утверждение смет и раскладок денежных и натуральных повинностей;

    19. т) переложение натуральных повинностей в денежные и обратно;

    20. у) сложение безнадежных к поступлению и неправильно числящихся недоимок по сборам;

    21. ф) проверка действий и утверждение отчетов Приходского Совета и рассмотрение жалоб на Совет и на должностных лиц по приходу;

    22. х) возбуждение дел об ответственности председателя, его товарища и членов Совета, а также остальных должностных лиц по приходу;

    23. ц) суждение о поступках членов прихода (см. ст. 45).


  17. Приходскому Собранию предоставляется право вносить на утверждение подлежащих установлений ходатайство об изменении и дополнении настоящего устава соответственно местным условиям.

  18. Председатель Приходского Собрания предлагает дела на обсуждение, руководит прениями и направляет их, по возможности, к общему соглашению и излагает принятые решения, устраняя от обсуждения всё выходящее за пределы круга ведения Собрания. Он же наблюдает и за внешним порядком Собрания, делает предостережение нарушителям такового, останавливает говорящих не по очереди, делает предложение об удалении из Собрания непослушных нарушителей порядка (ср. ст. 45) и неблагопристойных. Если и затем порядок не будет восстановлен, то председатель закрывает Собрание.

  19. Решение на Приходском Собрании постановляется простым большинством голосов. В случае равенства голосов, в силу вступает решение, к которому присоединяется председатель.

  20. Постановления Приходских Собраний вписываются в книгу постановлений, с занесением также заявленных или особых мнений, если таковые будут предъявлены участниками Собрания. Они составляются, по возможности, немедленно и подписываются председателем и секретарем Собрания и всеми желающими из числа участвовавших в решении дела.

  21. Подписанное постановление прочитывается прихожанам в церкви или другом помещении в следующий по подписании праздник. На нем делается надпись о времени объявления его и каждому, имеющему право участвовать в Приходском Собрании, предоставляется право снимать копии с постановления.

  22. О постановлениях Собрания, по мнению председателя явно нарушающих законы или правила церковные или признаваемых вредными для прихода, председатель не позже семи дней со дня заседания, на котором состоялось таковое постановление, представляет через Благочинного на усмотрение Епархиального начальства.

  23. Прихожане, в числе не менее 1/3 присутствовавших на Собрании, недовольные его постановлением, могут в течение семи дней со времени объявления постановления принести через Приходской Совет жалобу Благочинному, который, смотря по обстоятельствам дела, предлагает приходу или снова пересмотреть дело в ближайшем Приходском Собрании, или же направляет постановление тотчас же на усмотрение епархиального Архиерея.

  24. Каждое постановление Приходского Собрания в копии, заверенной настоятелем, сообщается в недельный срок Благочинному.

  25. Постановления Приходского Собрания по делам, касающимся выбора церковного старосты, займов и новых сборов, приобретения, отчуждения или залога недвижимого имущества, а также относительно выдающихся мероприятий по приходу, представляются на утверждение епархиального Архиерея.

  26. Постановления Приходского Собрания, относительно которых в течение семи дней со времени получения Благочинным копии с постановления, не будет заявлено Приходскому Собранию протеста ни Благочинным, ни настоятелем прихода (или священником), ни прихожанами (ст. 63), приводятся в исполнение.

  27. Постановления Приходского Собрания, требующие утверждения епархиальной или иной власти, приводятся в исполнение не прежде, как по получении надлежащего разрешения.

Глава VII. О Приходском Совете



  1. Для ведения церковно-приходских дел и заведования приходским имуществом избирается Приходской Совет. В состав Совета входят все члены причта, церковный староста или его помощник, миряне обоего пола, избираемые из лиц имеющих право участия в Приходском Собрании, в определенном Приходским Собранием числе, во всяком случае, не меньшем числа членов причта, сроком на три года.
  2. В тех сельских приходах, которые состоят из многих приписных деревень, каждая деревня имеет своего представителя в Приходском Совете, для сношения последнего с населением.
  3. Ежегодно из состава Совета выбывает одна треть выборных членов, первые два года по жребию, а затем по старшинству избрания, и заменяется новыми членами. Выбывшие могут быть снова избираемы общим Собранием.
  4. В заседаниях Приходского Совета принимают участие, с правом решающего голоса, заведующие приходскими учреждениями, когда разбираются дела заведомых ими учреждений. По распоряжению председателя, могут быть приглашены в заседание для предоставления объяснения сведущие лица, а также прихожане, мнение которых Совету представляется желательным выслушать.
  5. Все члены Приходского Совета, кроме делопроизводителя, исполняют свои обязанности безвозмездно. За исполнение особых трудов, возлагаемых общим Собранием или Советом, может быть определяемо им и вознаграждение.
  6. На Приходской Совет возлагается:

    1. а) созыв Приходских Собраний, подготовка к ним дел, обсуждение способов исполнения постановлений Собраний и самое исполнение их;

    2. б) заведование делами приходского и храмового хозяйства, имуществом и капиталами прихода;

    3. в) попечение об увеличении средств храма и прихода;

    4. г) собирание сборов, установленных Приходским Собранием;

    5. д) ежемесячное освидетельствование сумм и приходно-расходных книг;

    6. е) составление проектов смет и раскладок;

    7. ж) расходование сборов по смете и по определению Собраний;

    8. з) выдача полномочий на совершение имущественных актов и на хождение в судебных и других местах по делам храма и прихода и по возбужденным искам, на основании постановлений Приходских Собрании;

    9. и) избрание лиц для заведования вспомогательными учреждениями прихода и представление их на утверждение Собрания;

    10. i) ведение списков прихожан, имеющих право на участие в Приходских Собраниях и обязанных делать взносы на приходские нужды;

    11. к) ревизия отчетности приходских вспомогательных учреждений;

    12. л) обсуждение степени нужды, обращающихся за помощью прихода, и оказание этой помощи;

    13. м) заботы об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния во время богослужений и крестных ходов, о приходском кладбище и похоронах бедных прихожан;

    14. н) забота о религиозно-нравственном обучении и воспитании подрастающего поколения и ближайшее заведование церковноприходскими учебными заведениями;

    15. о) составление и представление Приходскому Собранию отчетов о своей деятельности, о денежных оборотах и о состоянии подведомственных ему частей, заведений и имущества;

    16. п) образование миссионерских кружков;

    17. р) создание благотворительных и просветительских учреждений и кружков, приютов, богаделен и школ, учреждаемых Приходскими Собраниями;

    18. с) образование общества трезвости;

    19. т) создание библиотек, читален, приходского дома;

    20. у) образование кружков по уборке храма;

    21. ф) создание общества взаимопомощи;

    22. х) образование приходской пожарной дружины;

    23. ц) устройство религиозно-нравственных бесед и чтений;

    24. ч) устройство приходской пасеки;

    25. ш) участие, по приглашению, на благочиннических уездных пастырских собраниях для совместного обсуждения приходской деятельности и предначертаний Архипастыря и высшей церковной власти.


  7. Приходской Совет избирает из своей среды казначея и делопроизводителя.
            Примечание 1. Делопроизводитель может быть избран из прихожан, не входящих в состав Совета, по его постановлению.
            Примечание 2. При получении делопроизводителем содержания от прихода он обязан вести приходскую книгу.

  8. В Приходском Совете председательствует настоятель приходского храма по своему положению, как духовный руководитель прихода, а его товарищем может быть избираем и мирянин.

  9. Председатель Приходского Совета созывает членов в заседания Совета, руководит совещаниями, следит за исполнением устава, ведет от имени Совета письменные сношения, за скрепою делопроизводителя или казначея, по принадлежности, и вообще наблюдает за исполнением постановлений Совета и за правильностью делопроизводства.

  10. Казначей принимает поступающие суммы и другие пожертвования, ведет шнуровые книги приходно-расходную и материальную, производит, по постановлению Совета, все денежные операции и выдачи, как деньгами, так и вещами, составляет годовой отчет о движении сумм по приходской кассе и вообще заведует всей счетной частью.

  11. Денежные суммы свыше 200 рублей, капиталы и процентные бумаги, принадлежащие приходу, хранятся там, где будет указано высшей церковной властью.

  12. Делопроизводитель заведует письмоводством и всей перепиской по делам прихода, составляет, под руководством председателя, протоколы заседания Совета, а также и общего Собрания, ведет список прихожан, участвующих в общих Собраниях. На его же обязанности лежит составление, под руководством настоятеля, годового отчета о делах в приходе.

  13. На членов Приходского Совета возлагаются обязанности:

    1. а) помогать во всем своему председателю — священнику и духовному отцу, в исполнении его пастырского долга и вести, по общему соглашению Совета, порученные им дела;

    2. б) иметь смотрение за тем участком прихода, который будет им поручен;

    3. в) стараться прекращать домашними средствами вражду и злобу между прихожанами в самом зародыше, как недопустимые в христианской общине, не предавая ничего огласке, и вообще бороться со злом и вносить умиротворяющее начало в семейную и общественную жизнь прихожан;

    4. г) наблюдать в селах и деревнях за юношеством, его нравственностью и препровождением времени по праздникам;

    5. д) принимать меры к ограждению прихожан от распространения среди них книг, брошюр и листков, вредных в религиозном и нравственном отношениях;

    6. е) ограждать православную веру от проникающих в приход или существующих уже в приходе противорелигиозных, раскольнических и сектантских лжеучений, а также самих прихожан от зловредных наущений и неблагонамеренных проделок со стороны религиозно темных, хитрых и порочных людей.


  14. Заседание Приходского Совета созывается председателем по мере надобности или вследствие заявления не менее одной трети его членов, но, во всяком случае, ежемесячно, в первых числах, и признаётся состоявшимся при наличии половины его членов, в том числе председателя и казначея.

  15. Обязанности между членами Совета распределяются по постановлению Совета.

  16. Дела, подлежащие коллегиальному обсуждению Совета, решаются по большинству голосов; при равенстве их голос председателя дает перевес.

  17. Епархиальный Архиерей может производить ревизию Приходского Совета, а также всех подведомственных приходу учреждений или непосредственно, или через Благочинного, или через особо уполномоченное лицо.

  18. Каждый член прихода имеет право заявить Приходскому Совету, лично или письменно, свои предложения об улучшениях и полезных нововведениях по приходу. Совет делает, по обсуждении таковых заявлений, соответственное распоряжение и в случаях, превышающих его полномочия, представляет на рассмотрение Приходского Собрания.

  19. Каждый Член Совета за действия, соединенные с ущербом для имущества прихода, происшедшим от злого его умысла или явной небрежности, подвергается ответственности установленным законом порядке.

  20. В деловых сношениях церковноприходской Совет пользуется церковной печатью.

Глава VIII. О приходских учреждениях



  1. В каждом приходе открываются, по постановлениям Приходского Собрания, в соответствии с религиозно-нравственными потребностями приходской жизни, школы, приюты для сирот, богадельни, больницы, ясли для малолетних, библиотеки, читальни и другие учреждения.

  2. Существующим или вновь возникающим в пределах прихода, на государственные, земские, общественные или частные средства, учреждениям приход может, по мере надобности, оказывать помощь из своих средств.

  3. Для большей успешности в деле достижения религиозно-нравственных целей, соседние приходы одной епархии могут объединяться и устраивать для нескольких приходов общие приходские учреждения; заведование этими учреждениями устанавливается по соглашению Приходских Собраний, с утверждения Епархиального начальства.

Глава IX. Просвещение населения



  1. Одной из важнейших задач прихода является просвещение и воспитание православного населения в духе православной веры и Церкви Христовой.

  2. Обязанность эту приход осуществляет, главным образом, через свои церковноприходские школы (училища) и учреждения внешкольного религиозного просвещения народа, а также путем содействия таковому просвещению и воспитанию и в других школах, в которых обучается православное население прихода.

  3. В церковноприходских училищах, кроме обязательного преподавания Закона Божия, богослужебного языка и церковного пения, изучаются и все другие общеобразовательные предметы по программам не ниже программ начальных школ Министерства Народного Просвещения.

  4. Обучение Закону Божию в церковноприходском училище лежит на обязанности приходского священника, а если их в приходе несколько, то на обязанности одного из священников, по избранию Приходского Собрания. При полной невозможности для священника почему-либо нести эту обязанность, обучение Закону Божию в церковноприходском училище, под руководством и ответственностью священника, может быть поручено Приходским Собранием или клирику, или учащему в школе, или другому лицу.

  5. Церковноприходские училища находятся в ведении прихода. Приходское Собрание открывает и закрывает училища, избирает тип церковноприходских училищ, решает вопросы о расширении школьных программ, изыскивает средства содержания, утверждает хозяйственные сметы и проверяет выполнение их.

  6. Исполнительным органом Приходского Собрания по отношению к училищным делам является Приходской Совет.

  7. В круг обязанностей Приходского Совета по заведованию церковноприходскими училищами входит избрание кандидатов (кандидаток) на преподавательские должности из лиц, сведущих в обучении и воспитании детей и преданных Церкви. Избранное Советом лицо, при согласии настоятеля церкви, допускается к исправлению своих обязанностей; окончательное утверждение зависит от подлежащей церковной власти; увольнение учащих от должности делается Советом с утверждения подлежащей церковной власти.

  8. Ближайшее заведование каждым училищем вверяется Школьному Совету.

  9. Школьный Совет состоит из священника, представителей от родителей учащихся, в числе не более одной трети всего состава Школьного Совета, двух от прихода по избранию Приходского Совета, из попечителя, если таковой имеется, и учащих в школе. Председатель Школьного Совета избирается Приходским Советом.

  10. Церковноприходские училища содержатся: 1) на церковные и приходские средства, пособия от казны, от земских, городских и других общественных и частных учреждений, на пожертвования отдельных лиц и поступления из других источников и 2) на общеепархиальные церковно-школьные средства. Изыскание общеепархиальных средств, поступление и порядок расходования их устанавливается Епархиальными Собраниями (духовенства и мирян).

  11. Для открытия и содержания церковноприходских училищ смежные приходы, в целях удобства, могут объединяться в отдельные союзы.

  12. Приходское Собрание имеет право вводить в приходском училище обучение ремеслам, полеводству, садоводству, пчеловодству, огородничеству и т. п.

  13. По мере средств и надобности, в приходах могут открывать профессиональные школы, как то: сельскохозяйственные, ремесленные, рукодельные и другие, или же дополнительные классы при начальных школах, общеобразовательные и специальные, с обеспечением в них надлежащего преподавания Закона Божия.

  14. В целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать благовестнические братства, древлехранилища (музеи), народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых (катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные), детские сады и всякие другие просветительские и воспитательные учреждения.

  15. При каждой приходской церкви должна быть в ведении священника церковная библиотека, не только из богослужебных книг, но и из нужных для клира, в целях расширения и углубления богословских познаний его, и из книг, полезных для прихожан, религиозно-нравственных и церковно-исторического содержания. Библиотека эта должна учреждаться и пополняться на средства церкви и на пожертвования прихожан. Кроме духовных книг следуете иметь отдел из книг светских авторов.

  16. В тех сельских приходах, которые состоят из нескольких приписных деревень, надлежит обзавестись так называемыми «летучими библиотеками», для снабжения сёл и деревень таким чтением, которое составляет потребность времени. Летучие библиотеки должны состоять из листков, брошюр и книжек, которые бы отвечали на все современные и духовные запросы народа. В каждой библиотеке можно иметь от 30 до 40 номеров не одинакового содержания и столько библиотечек, сколько имеется отдельных селений в приходе. Члены Приходского Совета из этих сел и деревень должны ведать библиотечками, раздавать их для чтения и, по прошествии известного срока, опять собирать и передавать соседней деревне. Совершая кругооборот библиотечки будут постепенно возвращаться к священнику, который, заменяя их новыми брошюрами и листками, опять будет направлять в селения.

  17. Указанные в предшествующей статье просветительские учреждения находятся в заведовании и управлении Приходского Совета. Ближайшее заведование каждым из этих учреждений Приходской Совет может поручать Школьному Совету, отдельным лицам или особым Комитетам и допускать их, в случае нужды, к немедленному исполнению возложенных обязанностей. К этому делу должны в широких размерах привлекаться интеллигентные прихожанки, для какой цели они должны получать специальную подготовку. Утверждение в должностях избираемых лиц или Комитетов принадлежит Приходскому Собранию. Лица, служащие в церковноприходских просветительных учреждениях увольняются Приходскими Собраниями, о чем представляется для утверждения подлежащей церковной власти.
            Примечание. Учреждения, имеющие вероучительный характер, действуют под руководством и ответственностью священника, а если священников несколько, то настоятеля прихода.

  18. Кроме случаев, указанных в стт. 92 и 99, преподаватели церковноприходских просветительных учреждений увольняются по постановлениям подлежащей церковной власти.

Глава X. О храмовом и приходском имуществе



  1. К имуществу храма относится:

    1. а) здание храма со всеми его принадлежностями, а также приписные храмы, молитвенные дома и часовни;

    2. б) все, что жертвуется в пользу храма, что приносится к алтарю Господню, как например, предметы, необходимые для церковного употребления;

    3. в) движимое и недвижимое имущество, пожертвованное на благоустроение храма;

    4. г) деньги, поступающие в храм из разных источников, а именно: свечная прибыль, кружечные и кошельковые сборы, остатки сумм от прежних доходов, доходы с недвижимых имений и оброчных статей и от продажи мест на приходских кладбищах и разные мелочные доходы;

    5. д) движимое и недвижимое имущество и капиталы, числящиеся до дня издания сего положения причтовыми;

    6. е) движимое и недвижимое имущество и капиталы, жертвуемые, или завещанные именно храму в «пользу» или в собственность» храма, хотя бы и со специальным назначением на благотворительные и просветительные нужды прихода и на содержание причта.


            Примечание. Доходами приписных храмов, молитвенных домов и часовен обеспечивается их содержание и ремонт.

  2. Имущество приходское составляется из всякого движимого и недвижимого имущества и капиталов, поступающих на удовлетворение религиозно-просветительских и благотворительных нужд прихода. Сюда относятся: а) добровольные взносы, б) кружечные сборы в пределах прихода, в) добровольные сборы по подписным листам, г) добровольные сборы с прихожан натурою, д) доходы от принадлежащих приходу недвижимых имений, е) доходы от оброчных и арендных статей и ж) сборы по постановлениям общего Приходского Собрания.

  3. Управление и распоряжение храмовым и приходским имуществом и капиталами возлагается на Приходское Собрание и Приходской Совет, согласно настоящему положению, с ограничениями, указанными в последующих статьях.

  4. Недвижимое храмовое имущество может быть приобретено по постановлению Приходского Собрания на средства храмовые, без особого разрешения в пределах суммы, дозволяемой к расходу епархиальной властью. Продажа недвижимого храмового имущества, отчуждение его, обмен, отдача под залог, сдача в аренду на срок свыше трех лет, а также отдача на праве застройки, производится с разрешения высшей церковной власти.
            Примечание. Здания храмов, молитвенных домов и часовен не могут быть отдаваемы в залог.

  5. Денежные суммы и доходы, принадлежащие храму, должны быть расходованы: указанные в ст. 109-й п.п. «д» и «е» настоящей главы — на содержание причта и согласно специальному назначению, остальные же только на нужды, охрану и содержание самого храма и предметы богослужебного обихода, а также могут быть употребляемы на выдачу, в случаях крайней необходимости, пособий членам причта, при чем Приходское Собрание может самостоятельно производить эти расходы в пределах, устанавливаемых Епархиальным Собранием. Расходы же, превышающие эти пределы, производятся каждый раз с особого разрешения епархиальной власти. Денежные храмовые суммы расходуются также и на общецерковные и общеепархиальные нужды.
            Примечание 1. Размеры расходов из храмовых сумм с каждой церкви на общецерковные и общеепархиальные нужды определяются Епархиальным Собранием духовенства и мирян.
            Примечание 2. Домовые храмы, если им выдаются от епархиальной власти метрическая книги и другие церковные документы и если в них совершаются требы не только для лиц, принадлежащих к домам и учреждениям, при которых существуют эти храмы, но и для посторонних, привлекаются к участию в обложении на общецерковные и общеепархиальные нужды наравне с приходскими храмами.

  6. Приходское имущество во всех его видах может быть приобретаемо, продаваемо, отчуждаемо, обмениваемо, отдаваемо в залог, сдаваемо в аренду и под застройку по постановлению Приходского Собрания.

  7. Исполнение постановлений Приходского Собрания по управлению храмовым и приходским имуществом возлагается на Приходской Совет, который ведает текущими делами и коему поручается также непосредственное заведование приходским имуществом, представительство от имени прихода во всех необходимых случаях, заключению от имени прихода договоров, избрание и уполномочие поверенных, как по судебным, так и по другим делам прихода.

  8. В случае выхода какой-либо части прихожан из состава прихода, отделяющиеся не могут предъявлять никаких прав на приходское имущество оставляемого прихода.

  9. В случае упразднения самостоятельного прихода, всякое приходское имущество поступает в ведение того прихода, к которому управляемый приход приписывается.
  10. Храмовое и приходское хозяйство ревизуется благочинным.

  11. Приходский Совет составляет описи всего движимого и недвижимого имущества и капиталов храма и прихода; описи эти составляются в двух экземплярах, из коих один хранится на месте, при делах Приходского Совета, а другой передается в епархиальное управление.

  12. Отчеты о расходовании приходского имущества и капиталов представляются Приходским Собранием епархиальной власти, для сведения, в установленном порядке.

  13. Годовые сметы прихода и расхода по храмовому имуществу составляются Приходскими Советами и утверждаются Приходским Собранием, если они не выходят из пределов суммы, установленной епархиальной властью; в случае же превышения этой суммы, сметы утверждаются епархиальной властью
            Примечание. Порядок составления сметы указывается епархиальной властью.

  14. Приходское Собрание может ходатайствовать через Приходской Совет пред епархиальной властью об отчислении части свободных храмовых сумм или сметных остатков на нужды приходских учреждений.

  15. Приход сам определяет порядок и нормы обложения денежного и натурального (ст. 57), с правом для отдельных прихожан замены обложения одного рода другим, при согласии на это Приходского Совета.

  16. Раскладка натуральных повинностей производится тем же порядком, как и повинности денежной.

  17. Всякий, не желающий отбывать установленную повинность натурой, может внести вперед заранее определенную сумму. В этих видах Приходское Собрание при самом установлении повинности определяет стоимость или рабочего дня, или определенной единицы, в зависимости от рода повинности и не свыше существующей цены на соответственные работы в данной местности.

  18. Приходскому Собранию предоставляется право применять к неисправным плательщикам приходских налогов, как меры воздействия: увещевание и лишение права участия в приходских собраниях (стт. 45 и 56).

  19. Правила о ведении книг и отчётности по взиманию повинностей составляются епархиальной властью.

Глава XI. О соборных храмах



  1. В каждом епархиальном городе один из храмов именуется кафедральным собором местного епархиального Архиерея; в каждом городе один из храмов именуется уездным собором.

  2. При кафедральных соборах могут существовать приходы, и в таких случаях содержание храмов и причта осуществляется средствами прихода; при недостаточности же их участия в изыскании средств на содержание кафедрального собора принимает Епархиальное Собрание.

  3. Кафедральные соборы, не имеющие приходов, содержатся на общие епархиальные средства, если нет других достаточных источников существования.

  4. Если приходской храм, с согласия прихода, по заключению Епархиального Собрания и по представлению епархиального Архиерея, превращается в кафедральный собор, то Епархиальному Собранию надлежит определить долю участия в расходах на собор со стороны епархии.

  5. При кафедральных соборах, имеющих приходы, управление делами осуществляется Приходским Собранием и Приходским Советом на общих основаниях.

  6. Бесприходные соборы управляются Соборным Советом, состоящим из настоятеля, остальных членов клира, соборного старосты и выборных членов Совета, под руководством и наблюдением епархиального Архиерея.

  7. Выборные члены Соборного Совета избираются епархиальным Собранием.

  8. Число выборных членов Соборного Совета определяется епархиальной властью.

  9. Хозяйством бесприходных кафедральных соборов заведует Соборный Совет и двое уполномоченных, избранных для ежемесячного освидетельствования денежных сумм собора.

  10. В остальном Соборные Советы действуют по правилам Приходских Советов.

  11. Проверка сумм бесприходного кафедрального собора должна происходить ежемесячно в присутствии двух уполномоченных, избранных тем Собранием представителей городских приходов, которое выбирает церковного старосту, при участии причта кафедрального собора.

  12. Имущество кафедральных соборов ревизуется епархиальной властью не менее одного раза в три года. Все расходы по Собору производятся по смете, утверждаемой епархиальным Архиереем.

  13. Церковный староста кафедрального собора представляет годовой отчет о расходовании денежных сумм собора непосредственно епархиальному Архиерею.

Глава XII. О кладбищенских храмах и кладбищах



  1. Места погребения православных христиан, или кладбища, состоят в ведении Церкви и на её попечении.


А. Кладбища городские.

  1. Кладбищенские храмы, имеющие свой приход, а равно кладбищенские храмы и кладбища, состоящие при приходском храме, управляются Приходскими Советами.

  2. Если таковые кладбища обслуживают население нескольких приходов или целого города, то в управлении ими участвуют вместе с Приходским Советом по одному представителю от каждого из этих приходов, по избранию Приходских Советов.
            Примечание. В столицах и вообще в тех городах, где приходов очень много, в управление кладбищами вместо представителей от приходов входят представители от благочиния, в котором кладбище состоит, в числе, определяемом Епархиальным Советом, и, кроме того, два представителя от городского самоуправления.

  3. Кладбища с храмами бесприходными, имеющими особый причт, обслуживая население городов, управляются Кладбищенскими Советами, под председательством настоятеля местного храма, в составе причта и церковного старосты, двух представителей местного Братства, если оно имеется при кладбище, и двух представителей от благочиния, в котором кладбище состоит.
            Примечание. В Москве и других городах, где часть доходов с кладбищ поступают в пользу Попечительств о бедных духовного звания, в состав Советов по управлению кладбищами входят по два представителя от названного Попечительства, по его избранию.

  4. При городских кладбищах могут быть учреждаемы особые Братства или Попечительства с целью оказания содействия в благоустройстве и охране кладбищ.

  5. Кладбища при учреждениях, имеющих свои храмы, управляются на основании правил, для домовых храмов установленных.
            Примечание. Правило это не распространяется на храмы и кладбища монастырские.

  6. Открытие православных кладбищ и устройство на них храмов и часовен совершается не иначе, как с разрешения местной епархиальной власти, которая со своей стороны также может открывать православные кладбища и сооружать на них храмы и часовни.

  7. Учреждения, открывающие кладбища, передают их в ведение Церкви и, в случае построения храма и назначения причта, обязываются обеспечить причт кладбищенского храма ежегодным жалованием и квартирами, впредь до того времени, когда причт будет достаточно обеспечен доходами с кладбища, с капиталов, оборотных и арендных статей.

  8. Новые кладбища при самом устройстве и свободные места на старых кладбищах должны быть разделены на участки. Кладбища должны содержаться в должном порядке.
  9. Приходам, Кладбищенским Советам и учреждениям, содержащим кладбища, предоставляется определять плату за места для погребения и отводит бесплатные места для бедных.


Б. Сельские кладбища.

  1. В каждом православном сельском приходе полагается кладбище для погребения умерших.
            Примечание 1. В потребных случаях могут быть устроены в приходах не одно, а два и более кладбищ.
            Примечание 2. Храмоздатели и члены причта имеют право быть погребенными при храме, с согласия Приходского Совета.

  2. Место под кладбище приобретается приходом, в потребных же случаях может быть отведено установленным порядком для отчуждения недвижимого имущества на государственные и общественные надобности.

  3. Новые кладбища устраиваются с соблюдением всех условий, установленных уставом врачебными и санитарными правилами.

  4. Всякая пастьба скота на кладбище воспрещается, и кладбище должно быть достаточно ограждено, дабы скот не мог заходить извне.

  5. Наблюдение за тем, чтобы кладбища сельские содержались в опрятности и в приличном виде, соответственно христианскому долгу памяти о в вере скончавшихся, возлагается на настоятеля храма и Приходской Совет.

  6. За места на кладбище может взиматься в пользу храма плата, устанавливаемая Приходским Собранием.

Глава XIII. О союзах приходов



  1. Для большей успешности в деле достижения религиозно-нравственных и церковно-общественных целей, приходы епархии могут объединяться в Союзы.

  2. Членами Союзов могут быть самостоятельные приходы, православные христианские общества, общества трезвости, братства, а также управления и причты домовых церквей.

  3. Союзы приходов могут приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, закладывать его, принимать и выдавать долговые обязательства и образовывать капиталы.

  4. Делами Союзов ведают: Общее Собрание, как распорядительный орган, и Союзный Совет, как орган исполнительный.

  5. Местный епархиальный Архиерей состоит почетным председателем Союза приходов, а местные викарные Архиереи — почетными членами Союза.

  6. Общее Собрание состоит из настоятелей приходов и домовых церквей и представителей, избранных Приходскими Собраниями и другими учреждениями, входящими в Союз, сроком на один год.

  7. Почетный председатель и почетные члены Союза участвуют в Общих Собраниях лично за себя; все же остальные члены — в качестве представителей от избравших их учреждений.

  8. Общее Собрание Союза избирает из своей среды председателя, который исполняет обязанности по председательствованию в отсутствие почетного Председателя или в его присутствии, по его поручению.

  9. Каждый член Союза должен быть извещен, по меньшей мере за неделю, о дне, часе и месте Общего Собрания, а равно о предметах, подлежащих обсуждению.
  10. Общее Собрание созывается Советом Союза или по собственному почину, или по ходатайству одного или нескольких Приходских Советов, или по предложению епархиального Архиерея.

  11. Общее Собрание признается состоявшимся при участии в нем не менее 1/3 его членов. Если в назначенный для Общего Собрания день соберется менее 1/3 членов-представителей, Собрание назначается на следующий день и считается состоявшимся при всяком числе членов, о чем должно быть сделано напоминание при извещении членов. Постановления Собрания признаются действительными независимо от числа присутствовавших на Собрании, но лишь в отношении тех дел, для решения коих было созвано Общее Собрание.

  12. Общее Собрание, кроме рассмотрения дел, касающихся религиозно-нравственных и церковно-общественных предметов, определяет:

    1. а) доли участия отдельных членов Союза в расходах Союза;

    2. б) порядок действия Союзного Совета с соответствующими наказами;

    3. в) утверждает годовые сметы прихода и расхода Союза;

    4. г) утверждает годовые отчеты Совета;

    5. д) определяет условия вступления в Союз новых членов;

    6. е) от имени Союза приобретает и отчуждает, отдает и принимает в заем движимое и недвижимое имущество Союза;

    7. ж) разрешает Совету выдачу долговых обязательств и прием таковых от должников Союза;

    8. з) определяет условия выхода из Союза отдельных членов;

    9. и) в случае полной ликвидации Союза определяет дальнейшее назначение принадлежащего Союзу имущества.


            Примечание. Действию этой статьи не подлежат правила о почетном председателе и почетных членах.

  13. Общее Собрание избирает из своей среды Комиссии для подготовки докладов Собранию и Ревизионную Комиссию для проверки отчетности Совета и ревизии учреждений, подведомственных Союзу.

  14. Союзный Совет избирается Общим Собранием сроком на год, в числе членов, установленном Собранием.

  15. Союзный Совет избирает из своей среды председателя, его товарища, казначея и секретаря.

  16. Совет ведает всеми делами Союза, исключая тех, которые предоставлены Общему Собранию. В частности его ведению подлежат:

    1. а) ведение текущих дел и сношений с членами и посторонними лицами и учреждениями;

    2. б) принятие заявлений о желании поступить в члены Союза и определение числа представителей от приходов входящих в Союз;

    3. в) созыв очередных и, в подлежащих случаях, чрезвычайных Общих Собраний Союза;

    4. г) предварительное обсуждение всех вопросов, вносимых на рассмотрение Общего Собрания;

    5. д) составление сметы и годового отчета Союза и периодических обзоров деятельности всех приходов Союза;

    6. е) приглашение и увольнение служащих, привлечение сотрудников и руководство текущей деятельностью Союза;

    7. ж) избрание председателя Совета, его товарища, казначея и секретаря;

    8. з) обсуждение и разрешение предложений о развитии деятельности Союза согласно сему уставу, разработка плана деятельности и составление наказов;

    9. и) разрешение предложений о производстве сверхсметных расходов и о продаже движимости Союза на сумму от ста до пятисот рублей, заключение всякого рода контрактов, обращение Союза с ходатайствами к государственной или церковной власти и ведение гражданского спора Союза с другими лицами и т. п.


  17. Союзный Совет ведет свои сношения от имени Союза.

  18. Союз приходов имеет свою печать.

  19. Союз ежегодно сообщает отчет о своих действиях входящим в состав Союза приходам и представляет епархиальному Архиерею.

  20. Епархиальный Архиерей, если усмотрит, что Союз уклонился от поставленных ему целей и задач, делает Совету напоминание; если Совет продолжает действовать в том же направлении, то созывает Общее Собрание и предлагает вопросы на его обсуждение; если Общее Собрание примет постановление, с которым епархиальный Архиерей не может согласиться, то он имеет право приостановить приведение в исполнение означенного постановления и дело переносится на рассмотрение высшей церковной власти; неотложные распоряжения при сем делаются Архиереем.

  21. Настоящее Положение о Союзах приходов является примерным, по постановлению Общего Собрания Союза в устав Союза могут быть внесены, с утверждения епархиальной власти, дополнения и изменения.