Отрывок из диссертации на соискание учёной степени кандидата богословских наук свящ. Александра Малых, защищенной в 2009 году в Московской Духовной Академии (автореферат).
Оригинал статьи опубликован в Донецком епархиальном журнале «Живой Родник» под названием «Протоиерей Николай Педашенко». Редакция сайта благодарит за предоставленный материал свящ. Димитрия Трибушного.
Наиболее смело и последовательно в защиту Церкви и правды Божией выступил один из наиболее образованных священников Ижевской епархии о. Николай Педашенко. Его служение в Ижевской епархии заслуживает отдельного рассказа. Родился он в 1894 году в Москве в семье служащего. В 1903–1912 годах учился во 2-й Московской мужской гимназии. С 6-го класса гимназии он заинтересовался богословием и хотел поступить в Духовную Академию, но по совету преподавателей гимназии поступил в Московский университет на лингвистическое отделение историко-филологического факультета. Вскоре перешел на историческое отделение из-за интереса к церковной истории. Учился он в университете в 1912–1917 годах. По окончании университета написал кандидатское сочинение «Отношение Петра Великого к расколу старообрядчества».
Впоследствии работал библиотекарем в Центральном музее политехнических знаний (1920), в филиале Исторического музея (1921). Затем состоял научным сотрудником 1-го разряда и ученым секретарем Научно-исследовательского института истории при факультете общественных наук 1-го Московского госуниверситета (1921–1926). Одновременно с этим преподавал историю в 30-й средней школе г. Москвы (1922–1925) и на рабфаке при Тимирязевской СХА (1925–1929). Был заведующим библиотек «Советской энциклопедии» (1930–1935), гостреста «Оргаметалл» (1935–1939), Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина (1939–1947). В историческом обществе при Московском университете и даже на рабфаке Тимирязевки не раз делал доклады по церковной истории.
С 20 сентября 1947 года по 1 сентября 1949 он работал воспитателем в Московской Духовной Академии и Семинарии (сперва в Москве, затем в Загорске).
6 ноября 1949 года епископом Ижевским Иеронимом в Троицком соборе Ижевска он был возведен в сан диакона, а 13 ноября – в сан священника. 16 ноября 1949 года он был назначен священником Воскресенской церкви г. Сарапула.
Отец Николай был женат (с 1923 года) и имел двух детей, которые учились в вузах г. Москвы. Жена его, Апполинария Владимировна, работала в Москве старшим бухгалтером1. В первое время, по словам уполномоченного, отец Николай не проявлял большой активности: учился служить, присматривался, удивлял верующих своей начитанностью и аскетическим образом жизни (спал на досках, ходил босиком по снегу во дворе своего дома2). Впоследствии верующие полюбили отца Николая. Он стал пользоваться большим уважением среди них, так как был хорошим проповедником, трезвым, чутким, внимательным к людям, добрым и бескорыстным пастырем3. Епископ Ижевский Иероним писал об отце Николае в 1952 году: «За короткий срок своего священства проявил себя исключительно ревностным совершителем церковной службы и треб, а также и неустанным проповедником Слова Божия, за что и пользуется весьма большим авторитетом, любовью и уважением прихожан… Поведения отличного»4. В 1954 году отец Николай был награжден золотым наперсным крестом, в 1958 – саном протоиерея5. В 1959 году епископ Ижевский Михаил характеризовал его так: «Образованнейший и весьма благоговейный пастырь, усердный молитвенник, любимый сослуживцами и прихожанами»6.
В ноябре 1965 года, как только появилось «открытое письмо» священников Николая Элишмана и Глеба Якунина Патриарху Алексию и «заявление» Председателю Президиума ВС СССР Подгорному Н.В., протоиерей Николай Педашенко сразу же встал на сторону этих священников, недовольных советским законодательством о культах.
Через имеющиеся у него связи отец Николай получил вышеназванные документы и стал знакомить с ними приближенных к нему священников. В проповедях и индивидуальных беседах он также стремился донести до верующих мысли, изложенные в этих письмах.
В мае 1966 года при встрече с членами комиссии контроля за соблюдением законодательства о культах он заявил, что «в советской стране нет свободы верования». В другой раз говорил, что «придет время, когда наступит мирное сосуществование Церкви и партии».
В июле 1966 года, будучи в Москве, он писал оттуда священнику Борису Чумейкину:
«Авторов “письма” подвергли “запрещению” пока не принесут покаяния. А в чем каяться, когда они написали только одну горькую правду? Это сообщение ввергло меня и всех, с кем я успел повидаться, в великую скорбь, но им Господь зачтет это как исповеднический подвиг. Необходимо, хоть понемногу, но помогать им – и молитвой, и состраданием, и деньгами: у них обоих – семьи…»
В этом же году отец Николай пытался восстановить колокольный звон в Воскресенском храме Сарапула. 5 сентября он беседовал об этом с уполномоченным Зубаревым, 7 сентября написал об этом письмо церковному совету храма, однако церковный совет отказал ему в этом.
За богослужением отец Николай перед Трисвятым возглашал: «Господи, спаси Царя и услыши ны». Тропари пел также в редакции до марта 1917 года: «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава…», «Яко пленных свободитель… немощствующих врач, царей поборник…». Все это он, по словам уполномоченного7, сам пел и заставлял петь и читать левый хор8.
Вернувшись из Москвы во второй половине 1967 года, он по состоянию здоровья уже не мог часто служить. Все свое время он отдавал беседам с приходившими к нему людьми, пытаясь открыть им глаза на положение Церкви в СССР, убеждал их в том, что нельзя мириться с этим и молчать.
В один из воскресных дней ноября 1967 года за богослужением он выступил с продолжительной проповедью. В ней он говорил о том, что в России было закрыто много храмов. В Сарапуле было 11 церквей, а осталась только одна. Кроме этого, церкви используются в качестве подсобных помещений. Раньше, при Царе, власть была на стороне Церкви, сейчас наоборот, стала «врагом» религии и Церкви…
В дни празднования 50-летия Октябрьской революции отец Николай не стал читать сам и запретил другим священникам читать послание Патриарха Алексия, посвященное этому событию. Причиной этого было несогласие отца Николая с содержанием послания. Он говорил, что советская власть грубо нарушает свободу совести советских людей.
В первых числах декабря за воскресным богослужением он в проповеди сказал примерно следующее (в изложении уполномоченного):
«Братья и сестры, я вам возвещаю истину. В 1925 году покойный Патриарх Тихон выпустил обращение к русскому народу9, где призывал своих духовных чад быть честными и добросовестными гражданами по отношению с Советской власти. Одновременно Патриарх Тихон выразил надежду, что теперь и Советская власть пойдет нам навстречу.
Но, увы! Надежды его далеко не оправдались. Об этом свидетельствуют следующие факты: десятки тысяч закрытых и разрушенных за годы Советской власти храмов, несколько сот монастырей. До 1946 года у нас все духовные школы были ликвидированы. Например, в Новгородской области было раньше 600 церквей, в настоящее время осталось 10, в Сарапуле было около 20, осталась одна. В школе закон Божий не преподают, нам запрещают крестить детей, приводить в храм. Лица, посещающие храм (имеются в виду молодые), нередко становятся достоянием печати. Вообще, у нас верующий человек не может быть ни врачом, ни учителем, ни даже охранником. А сколько людей было отправлено в тюрьмы и в лагеря в 30-х годах за исповедание веры в Бога. А сколько перестреляли… А мы вот все это видим, но молчим. Вот из-за нашего молчания и процветает зло. Не нужно нам молчать, а об этом надо говорить открыто, и не боясь».
3 декабря 1967 года в другой проповеди отец Николай сказал верующим:
«Сейчас я буду каяться перед вами… Я осуждаю Патриарха за то, что он послал ложное праздничное послание. Я должен был прочитать его. Я не стал читать его потому, что там была ложь.
Приезжали в Москву иностранные представители и беседовали с Патриархом. На их вопрос: “Как у вас жили и содержались церкви в течение 50 лет?”, – он ответил: “Все шло хорошо, был нормальный порядок”.
Как можно сказать, что у нас нормальный порядок, – повысив тон, продолжал отец Николай, – когда Церковь не имеет журналов, газет, не может свободно высказаться по радио и телевидению. Это разве нормально в нашей стране?»
24 марта 1968 года отец Николай в письме уполномоченному Зубареву писал:
«Сожалею также о том, что любезно одолженное Вам мною “открытое письмо” и “протест” двух московских священников остались Вами непонятыми (подчеркнуто о. Н. Педашенко — Автор.). Они, безусловно, правы, а правда, рано или поздно, непременно восторжествует! Мы ведь, слава Богу, живем не в ХVI веке, когда применялся принцип “чья страна – того и религия”. Этот принцип в наш век свободы является реакционным анахронизмом».
В первых числах марта 1968 года отец Николай Педашенко по состоянию здоровья10 был выведен за штат архиепископом Михаилом. 11 апреля 1968 года возвратил уполномоченному справку о регистрации11. После этого отец Николай уехал в Москву к своей семье, где и окончил свои дни 29 марта 1980 года12.
Источник: Малых Александр, священник. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке: Диссертация на соискание степени кандидата богословских наук. – Сергиев Посад, 2009. – С. 156–159. Фотографии протоиерея Николая Педашенко предоставлены журналу священником Александром Малых.
Примечания:
- Архив ИЕУ. Личное дело прот. Н.С. Педашенко, л. 1 (Его автобиография от 25.11.1949) и л. 22 об. ↩
- Сообщение протоиерея Воскресенской церкви г. Сарапула Вячеслава Остроумова и духовной дочери о. Николая Коровиной Г.В. (Сарапул). ↩
- ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 132, л. 8 (Отчет уполномоченного за 2-е полугодие 1956 года). ↩
- Архив ИЕУ. Личное дело протоиерея Н.С. Педашенко, л. 11 (Рапорт епископа Ижевского Иеронима Св. Патриарху от 14.03.1952 о награждении отца Николая Педашенко). ↩
- Там же. – Л. 24, 25. ↩
- Там же. ↩
- По нашему предположению, данные факты мало соответствуют духовному облику о. Николая: не очень понятно, зачем бы ему было нужно публично подставляться под обвинения в “контрреволюционной деятельности”, когда суть проблемы, поднятой священниками Николаем Элишманом и Глебом Якуниным и которой сочувствовал о. Николай связана совсем не с отсутствием царя. Возможно, уполномоченный, сообщая такие подробности, надеялся подвести о. Николая под уголовное преследование. — Ред. ↩
- ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 181, л. 19 (Отчет уполномоченного за 1967 год). ↩
- Подлинность этого обращения подвергалась сомнению. См., напр.: Сафонов Димитрий, свящ. К вопросу о подлинности «Завещательного послания» св. Патриарха Тихона // Богословский вестник, 4:47, 2004. С. 265–311. [URL] — Прим. ред. сайта. ↩
- Судя по сообщенным выше сведениям, причиной выведения о. Николая за штат стало не слабое здоровье, а его отношение к текущим церковным событиям. — Ред. ↩
- ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 181, л. 114–118 («Донесение» уполномоченного «о поддержке священником Воскресенской церкви г. Сарапула Педашенко Н.С. “оппозиционно” настроенных священников Элишмана и Якунина» № 35 от 30.04.1968 председателю СМ УАССР Маркову А.Т.). ↩
- ЖМП. – 1981. – № 3. – С. 29–30 (Некролог). ↩