Краткая биографическая справка
Дата рождения: 16 мая 1894 г.
1912 — окончил с серебряной медалью гимназию в Москве.
1917 — окончил историко-филологический факультет Московского университета.
1921–1929 — секретарь, старший научный сотрудник Института истории ФОН МГУ – РАНИОН.
1923 (или 1924 г.) — женился.
1923–1924 — исполняющий должность доцента на курсах Московской духовной академии1.
1930–1935 — сотрудник редакции «Советской энциклопедии».
1939–1947 — сотрудник Театрального музея им. А. А. Бахрушина.
1947–1949 — занимает должность воспитателя Московской духовной академии2.
1949 г. — самостоятельно прошел курс семинарии, сдал экзамены и был рукоположен еп. Ижевским и Удмуртским Иеронимом (Захаровым), назначен третьим священником Воскресенского храма в городе Сарапуле.
С 1965 г. — настоятель этого храма.
1968 г. (март—апрель) — увольнение за штат и возвращение в Москву. Совершает тайные богослужения на дому, многочисленные крещения, руководит многими духовными детьми.
Дата преставления: 29 марта 1980 г.
На открытом служении Церкви
Николай Стефанович Педашенко родился 16 мая 1894 года в Москве в семье Стефана Алексеевича Педашенко, выпускника физико-математического факультета Московского университета, чиновника Общества московско-казанской железной дороги.
В 1912 году с серебряной медалью закончил одну из московских гимназий.
Был членом кружка ищущих христианского просвещения (М.А. Новоселова) и Златоустовского кружка3.
В 1917 году закончил историко-филологический факультет Московского университета со званием кандидата и дипломом I степени. Тема его кандидатской работы была «Отношение гражданского правительства к расколу старообрядчества в царствовании Петра I». Специальностью будущего о. Николая была история Церкви, но по окончании университета он был вынужден остаться на другой кафедре. Об этом сохранилось упоминание в дневнике за 1917 г. Михаила Михайловича Богословского, выдающегося русского историка, академика РАН:
2 октября. Понедельник. Алмазов передавал мне просьбу А. Н. Филиппова об оставлении его племянника студента Педашенко, специалиста по истории русской церкви, по нашей кафедре4, так как оставлять по истории церкви мы не имеем права.
<…>
3 октября. Вторник. Утром у меня был оканчивающий студент Педашенко, очень скромный юноша, бледный и исхудалый. Он еще должен сдать экзамен по истории славян. Он занимался у С. И. Смирнова на последнем семинарии его, посвященном житиям святых <…>5.
В 1923 году он прочитал цикл лекций по истории Церкви на курсах Московской духовной академии (вне стен Троицко-Сергиевой лавры, в период уже полулегального существования академии в различных местах Москвы).
Потаенный период
Биографические сведения за более чем двадцатилетний период с 1924 г. о Н.С. Педашенко крайне скудны: известно только, что он продолжает работу в светских учреждениях, однако не по своей профессии историка: четырежды он был вынужден увольняться из учебных заведений «по собственному желанию»6.
Однако насколько можно судить по дальнейшим событиям, в это время он остается верным членом Церкви, и при первой открывшейся возможности к тому продолжает видимое служение.
Возвращение к открытому служению и рукоположение
В 1947 году поступил на должность воспитателя в Московскую духовную академию. В течение двух лет самостоятельно прошел семинарский курс и в 1949 году сдал экзамены по всем предметам семинарии. В том же году был рукоположен во пресвитера епископом Ижевским и Удмуртским Иеронимом (Захаровым) и назначен третьим священником Воскресенского храма в Сарапуле (город на Каме в 50 км от Ижевска, или в 300-х км от Перми). С 1965 года он стал настоятелем этого храма.
Священники храма Воскресения в г. Сарапуле, несмотря на давление со стороны советской власти, собирали людей в Церковь: служили неформально, вели беседы с людьми, не только в храме, но и в обычной жизни. В конечном итоге, по свидетельству историка Удмуртской епархии Е. Ф. Шумилова, не столько болезнь, сколько активная позиция в церкви привела к тому, что отец Николай был выведен за штат:
«Головную боль вызывал у уполномоченного также Иоанн Трубецкой из Воскресенской церкви Сарапула. Он был умен, интеллигентен, настойчив — и в результате получил такую характеристику во “внеочередном донесении” уполномоченного: “Им пополнен хор певчих, проведена работа по благоустройству церковной ограды. Он часто общается с верующими в обычной жизни. Это повлияло на увеличение числа верующих, посещающих церковь”. Только поэтому И. И. Трубецкой был снят с регистрации в 1959 г. Опасен был и преемник отца Иоанна — Николай Педашенко, свободно читавший на европейских языках, писавший стихи, защищавший свободу совести и встречавшийся для того с отцом Глебом Якуниным в Москве. Именно за последнее умный и честный иерей, окончивший с отличием МГУ, а затем духовную академию, был изгнан уполномоченным из Сарапула в 1968 г.»7.
Отец Николай долго пытался бороться за возможность звонить в колокола, хотя за упорство некоторых священников наказывали — переводили в другие, более отдаленные приходы.
«Как свою большую победу уполномоченный расценил то, что прихожане из Новогорского, Перевозного и Короленко “добровольно”, “из-за ненадобности” прекратили звон в 1966 г.: “Сейчас ни одна церковь не ставит этой просьбы”. Требовал лишь иерей-диссидент из Сарапула Н. С. Педашенко, но и его переломили»8.
Упомянутая «активная церковная позиция» о. Николая выражалась отнюдь не только в борьбе с внешними притеснениями, как в случае с колокольным звоном. Его объединяло с С.И. Фуделем видение особой опасности темного двойника Церкви, изнутри противостоящего ей. В ноябре 1967 г. он отказался сам и запретил другим священникам читать в храме послание патриарха Алексия I, посвященное 50-летию «Великой Октябрьской Социалистической Революции». Вот как он выразил свое отношение к этому в проповеди перед прихожанами 3 декабря 1967 г.:
«Сейчас я буду каяться перед вами… Я осуждаю Патриарха за то, что он послал ложное праздничное послание. Я должен был прочитать его. Я не стал читать его потому, что там была ложь.
Приезжали в Москву иностранные представители и беседовали с Патриархом. На их вопрос: “Как у вас жили и содержались церкви в течение 50 лет?”, – он ответил: “Все шло хорошо, был нормальный порядок”.
Как можно сказать, что у нас нормальный порядок, – повысив тон, продолжал отец Николай, – когда Церковь не имеет журналов, газет, не может свободно высказаться по радио и телевидению. Это разве нормально в нашей стране?»9
Через три месяца, в марте 1968 г., отец Николай оказался за штатом.
За штатом (1967 — 1980)
В 1968 году отец Николай вынужденно вернулся в Москву и проживал в Москве в районе станции метро Каховская.
В эти годы отец Николай по болезни практически не выходил из дома. Но у него на квартире собирались люди, совершались богослужения, тайные крещения. К нему приходили многочисленные его духовные чада. Свидетельство об этом сохранила одна из его духовных дочерей, Ольга Ильинична Подобедова, доктор исторических наук, профессор-консультант Института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации, специалист по древнерусской рукописной книге, иконописи:
«… <отец Николай> жил в Зюзино на 5 этаже в доме без лифта. После инфаркта он не выходил на улицу. Ольга Ильинична называла его “столпник”. Отец Николай был “старцем”, к нему за советом и утешением шли вереницы людей. В маленькой квартире, до самой смерти он крестил сотни людей»10.
Отец Николай был знаком и с кругом людей, близких отцу Александру Меню. Одна из духовных дочерей отца Александра, Нина Фортунатова, приводила людей креститься на квартиру к отцу Николаю.
«Таким образом, многих моих крестников крестил отец Николай Ведерников, отец Николай Педашенко и отец Владимир Бороздинов. Другие дети были крещены в храме на Арбате, в храме в Николо-Трубецком, где я тоже некоторое время служила. И крестников получилось очень много»11.
Священник Владимир Зелинский вспоминает, что «о Церкви заговаривал он с духовным “веселием”, столь присущим ему, но и со скорбью».
Общение с Сергеем Иосифовичем Фуделем
Известно, что отец Николай Педашенко и Сергей Иосифович Фудель были знакомы и близко общались в конце 1960-х гг. Мария Валентиновна Шмаина, вдова протоиерея Ильи Шмаина, рассказывала, что они с мужем познакомились с Сергеем Иосифовичем в храме Илии Обыденного12. Понимая, что они вошли в Церковь недавно и нуждаются в руководстве, Сергей Иосифович беседовал с ними, «каждый раз говорил что-нибудь новое и интересное», а однажды пригласил их на богослужение на дому к священнику, который «по болезни» находился за штатом. Это и был отец Николай Педашенко. К нему домой Мария Валентиновна и ее муж несколько раз приходили, чтобы принять участие в богослужении вместе с Сергеем Иосифовичем13.
«Братья по духу»
Из воспоминаний духовного сына о. Владимира Смирнова, иерея Виталия Сомова (храм Преподобного Серафима Саровского в Париже):
«Братьями отца Владимира по взглядам и по духу были: митрополит Антоний (Блюм), архимандрит Таврион (Батозский), отец Николай (Педашенко), удивительно светлый человек, почитаемый и любимый многими духовными чадами и знавшими его людьми, отец Алексий Мечев, мать Мария (Скобцова), отец Андрей (Сергиенко), игумен Никон (Воробьев), отец Петр (Чельцов). У всех этих замечательных людей превыше всего были любовь, широта и свобода, а не буква устава»14.
Преставление
Отец Николай умер 29 марта 1980 года в канун Лазаревой субботы. Отпевание было совершено в Николо-Кузнецком Храме в Москве во вторник Страстной седмицы. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с супругой15.
Источники:
- Зелинский В., свящ. Приходящие в Церковь (фрагмент) [URL]
- История храма // Официальный сайт храма Воскресения Христова г. Сарапула [URL] (Дата обращения: 11.08.2017).
- Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке: Диссертация на соискание степени кандидата богословских наук. – Сергиев Посад, 2009. – С. 156–159. [URL]
- Подобедова О. И. Воспоминания // База данных «За Христа пострадавшие» ПСТГУ [URL].
- Шумилов Е. Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1996. [URL].
Литература
- Свящ. Димитрий Трибушный. Светильник под спудом: о священнике Николае Педашенко.
Связь с другими церковными людьми:
- Владимир Смирнов, протоиерей (1903 — 1981, священник храма Ильи Обыденного) — духовный сын о. Владимира, иерей Виталий Сомов (храм Преподобного Серафима Саровского в Париже), называет о. Николая и о. Владимира братьями по духу.
О нем см.: Горе имеим сердца. Протоиерей Владимир Смирнов (духовные дети о духовном отце) / Сост. А.Арцыбушев. М.: Индрик, 2004. 235 с. [URL] - Владимир Зелинский, протоиерей (православный священник, писатель. Живет в г. Брешиа, Италия) — духовный сын о. Николая16.
- Илья Шмаин, протоиерей (1930 — 2005).
- Александр Мень, протоиерей (1945 — 1990) — по одним из воспоминаний, о. Николай рекомендовал о. Александра как «лучшего из всех молодых священников Московского патриархата»17.
- Новоселов М. А. (1864 — 1938) — в юности был членом просветительского кружка ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви, собираемого Михаилом Новоселовым.
- Губонин М. Е. (1907 — 1971). Из круга свт. Афанасия (Сахарова). Художник, историк Церкви, собиратель материалов, связанных с историей Русской Церкви при патр. Тихоне (Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917—1943 / Сост. М. Е. Губонин; ред. прот. В. Воробьев, прот. А. Салтыков, иером. Дамаскин (Орловский) и др. М.: ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивейшего Спаса, 1994.).
- Вячеслав Григорьевич Остроумов , протоиерей (1928—2014), почетный гражданин г. Сарапул. С 1963 служил диаконом в Воскресенском храме, где до 1967 г. служил и о. Николай. Источник: [URL].
- Дьякова И. З. (автор перевода известной книги прот. Александра Шмемана «Водою и Духом») — духовная дочь о. Николая18. Вспоминая о нем, Ирина Дьякова пишет:
Когда-то, на заре своей христианской жизни, я прочла у митрополита Антония Сурожского такую мысль: твоя вера не может быть полной до тех пор, пока ты не встретишь человека, очевидно излучающего святость. И вот, я считаю, мне очень повезло. Я действительно встретила на своем жизненном пути по крайней мере два таких человека: первым был — в период, когда я готовилась к крещению, — о. Николай Педашенко<…>19.
- Священномученик Василий Надеждин (1895 — 1930). Настоятель храма святителя Николая у Соломенной Сторожки, в котором в 1920-е гг. служили священномученики Михаил Шик, Владимир Амбарцумов. Отец Василий был человеком близким по духу «мечёвцам». Был знаком с о. Сергием Мечёвым. С Николаем Педашенко отец Василий встречался на занятиях просветительских кружков. Сохранились такие воспоминания о событиях 1927 года:
«Обязанности пастыря, заботы о духовных детях отец Василий ставил выше всего. В январе 1927 года матушка Елена Сергеевна родила сына Сергея и ожидала прихода отца Василия в клинику. На этот день был назначен доклад Николая Степановича Педашенко о первых веках христианства, отцу Василию необходимо было присутствовать при чтении этого доклада, и он попросил навестить матушку Сергея Алексеевича Никитина (впоследствии епископа Стефана).
“Я не могу никому позволить вмешиваться в мою пастырскую деятельность, которая у меня всегда будет на первом плане, – писал отец Василий Елене Сергеевне. Ты это знаешь и понимаешь меня, а потому и не будешь осуждать меня или сердиться на меня как жена моя”»20.
Примечания:
- Источник: Богословский М.М. Дневники. 1913–1919: Из собрания Государственного Исторического музея. М.: Время, 2011. C.379 [URL]. ↩
- «Из всех представителей профессорско-преподавательской корпорации лишь он один пришел в возрожденные Московские духовные школы». Источник: Официальный сайт МДА [URL] ↩
- Надежда. Христианское чтение. 1980, Вып. 6. С. 361 (прим. 97). ↩
- Т.е. кафедре русской истории — Ред. ↩
- Богословский М.М. Дневники. 1913–1919: Из собрания Государственного Исторического музея. М.: Время, 2011. C.220—221 [URL]. ↩
- Надежда. Христианское чтение. 1980, Вып. 6. С. 361 (прим. 97). ↩
- Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1996. [URL]. ↩
- Там же. ↩
- См. подробнее в статье: «Выход за штат» протоиерея Николая Педашенко [URL] ↩
- Источник: база данных ПСТГУ по Новомученикам и исповедникам Российским [URL]. ↩
- Фортунатова Н. И. Мой огненный Ангел. М., 2009.. ↩
- Храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке, г. Москва. ↩
- См. видеозапись «Воспоминания о С.И. Фуделе» в статье «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»: С. И. Фудель и жизнь «потаенной церкви». ↩
- Протодиакон Сергий Голубцов. Златоустовский Огонь. Сборник воспоминаний [URL]. ↩
- Некролог в Журнале Московской Патриархии № 3 за 1981 год. ↩
- В ответ на вопрос: «Кто для вас были (и есть) ориентиры на пути православного священника?» о. Владимир сказал: «Их было немного. Мой первый духовник – протоиерей Николай Педашенко, который был на покое и принимал дома.<…>» [URL]. ↩
- Бессмертный-Анзимиров А.Р. Воспоминания. Александр. 2006 г. Можно отметить, что согласно этим воспоминаниям о. Николай мог знать его по времени учебы в семинарии и академии, но в Московской духовной академии о. Николай преподавал в 1947—1949 гг., то есть когда о. Александр Мень там учиться еще не мог (он закончил МДА заочно в 1965 г.) ↩
- «Книгу “Водою и Духом” на английском языке я впервые увидела в 1975 г. в доме своего крестного отца Ильи Шмаина, впоследствии ставшего священником (служившего сначала в Израиле и Франции, а в последние годы жизни в Москве). Илья был дружен с митрополитом Антонием (Блумом), общался с ним во время приездов того в Москву, и, возможно, получил книгу от него. Как раз в том году я приняла крещение. Крестил меня в своей квартире московский священник о. Николай Ведерников. Как я потом узнала, именно у него в доме проводил беседы владыка Антоний. <…> мне захотелось любыми путями переправить мой перевод ее автору, заодно выразив мое им восхищение (к тому времени я прочитала и другие его книги). Мой московский духовник о. Николай Педашенко посоветовал мне обратиться за помощью к поэту Юрию Кублановскому, работавшему в то время сторожем при одном из московских храмов». Источник: [URL]. ↩
- Источник: Статья на портале «Милосердие» [URL]. ↩
- Священномученик Василий Надеждин // Таких рождает вера наша. Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских. М.: Никея, 2013. С. 235 ↩