Светильник под спудом: о священнике Николае Педашенко

Автор: свящ. Димитрий Трибушный.
Оригинал статьи опубликован в Донецком епархиальном журнале «Живой Родник».
Редакция сайта благодарит автора за предоставленный материал
.

Свящ. Николай Педашенко, 1950-е (?). Источник: Донецкий епархиальный журнал «Живой Родник»Николай Степанович Педашенко родился 16 мая 1894 года в Москве в семье служащего. Начальное образование получил дома под руководством матери. В 1912 году окончил с серебряной медалью гимназию в Москве, в 1917 году – историко-филологический факультет Московского университета со званием кандидата и дипломом I степени. Под влиянием ведущих историков университета М.М. Богословского, И.В. Попова и А.И. Апмазова будущий пастырь избрал в качестве специализации церковную историю. Свою кандидатскую работу «Отношение гражданского правительства к расколу старообрядчества в царствование Петра I» он написал под руководством приват-доцента С.И. Смирнова.

В тяжелое для Церкви и Отечества время Николай Педашенко продолжил исследовательскую работу. С докладами об истории Православия молодой ученый выступал на заседаниях различных церковных и исторических обществ, а в 1923 году по рекомендации выдающегося российского патролога, святого мученика Иоанна Васильевича Попова, Николай Педашенко прочитал цикл лекций по истории Церкви Синодального периода на курсах Московской Духовной Академии.

В дальнейшем Николай Степанович работал в различных учебных и научных учреждениях.

В 1947 году Николай Педашенко поступил на должность воспитателя в Московскую Духовную Академию. В течение двух лет он самостоятельно прошел семинарский курс и в 1949 сдал экзамены по всем предметам семинарии.

31 октября того же года Николай Степанович Педашенко был рукоположен во пресвитера епископом Ижевским и Удмуртским Иеронимом (Захаровым). Служить ему пришлось далеко от Москвы, на земле Удмуртии, в городе Сарапул. Именно здесь в полной мере раскрылись пастырские дарования отца Николая Педашенко: любовь, смирение, рассудительность. Отец Николай не оставлял и исследовательскую работу, причем не только в области истории, но и математики, астрономии, музыки. Он свободно читал на нескольких языках, писал стихи.

Ревностный, образованный пастырь был особенно опасен для советской власти. В 1967 году отец Николай был вынужден выйти за штат1, но его пастырское служение продолжалось. Отец Николай вернулся в Москву к сыну. Жил в Зюзино на пятом этаже без лифта. После инфаркта уже не выходил на улицу2. Сотни людей посещали маленькую квартиру заштатного протоиерея. Одни знали отца Николая как сверхэрудированного хранителя церковной истории. У него можно было увидеть епитрахиль преподобного Нектария Оптинского, узнать, о чем говорили за чаем отец Павел Флоренский и В.В. Розанов3. Другие почитали отца Николая как старца, шли к нему за советом и утешением. Для многих встреча с отцом Николаем стала встречей с Православием. Вот, например, история семьи известных ученых Георгия Гачева и Светланы Семеновой:

Свящ. Николай Педашенко (справа). Источник: Донецкий епархиальный журнал «Живой Родник»«Я воспитывалась в достаточно типичной советской офицерской семье, папа был коммунистом, не оказалось рядом и старорежимной бабушки, так что и меня, и моего младшего брата даже не крестили. Интерес к Христианству, появившийся только в студенческие годы, вначале был больше умственный, теоретический, если хотите. По мере дальнейшего знакомства с Библией, с Добротолюбием, с сочинениями христианских мыслителей и богословов крепло убеждение, что здесь, на этой духовной магистрали, лежит указание на великое, истинное и благое направление развития для всего рода людского. Шла я, как видите, не от мистического опыта, а от ощущения, что передо мной раскрылось колоссальное богатство такой религиозной традиции, которую душа и ум восприняли как свою духовную родину. Но церковная, мистериальная, соборная ее жизнь были для меня еще закрыты, хотя и зрело желание приобщиться к ней, кстати, не так просто осуществимое в условиях 1960-х – начала 1970-х годов для человека моего тогдашнего круга общения и деятельности. Наконец, к 1972 году это желание совпало с выбором креститься моего мужа, к которому он пришел собственным путем исканий и душевных потрясений. И вот через Андрея Меньшутина, ставшего нашим крестным отцом, друга Андрея Синявского, его соавтора по научным трудам Института мировой литературы, Господь привел нас к замечательному, по-своему уникальному священнику, отцу Николаю Педашенко. По духовному складу осколок эпохи религиозно-философского возрождения, это был человек очень образованный и, так сказать, многострунный: звучала в нем струна и вдумчивого боговедения, и философско-литературная, и точных наук, особенно любимой им математики, и изобретательства, и буквально музыкальная (сам сочинял и играл на фортепьяно)… Но главное, отец Николай, светлая и мягкая личность, обладал незаурядными пастырскими дарами: тонким душеведением, проникновенно-горячим словом проповедника и особенно притягательной евангельски-детской простотой. В преклонных годах, уже бывший к этому времени за штатом, он стал духовным отцом многих и многих интеллигентов, работавших в университетах, научных институтах и других советских учреждениях того “подпольного” для их православного выбора времени. Некоторые из них тоже стали священниками, другие заняли видное место в нашей культуре. Служил отец Николай у себя на квартире, крестил там, венчал, принимал своих духовных чад для бесед, создав вокруг себя настоящий теплый, любящий домашний приход. Вот он и крестил 26 ноября 1972 года, в день святителя Иоанна Златоустого, всю нашу семью: Георгия, меня, пятилетнюю Настю и полугодовалую Лару, открыв каждому из нас свой путь к Богу и Церкви»4.

Протоиерей Николай Педашенко отошел ко Господу 29 марта 1980 года в Лазареву субботу. Похоронен отец Николай на Ваганьковском кладбище в Москве рядом с могилой супруги.

Примечания:

  1. В некрологе дипломатично отметили – «по болезни». См.: Журнал Московской Патриархии. – М., 1981. – № 3. – С. 29–30.
  2. Известный ученый искусствовед О.И. Подобедова называла отца Николая «Столпником».
  3. «Отец Николай был также известен тем, что будучи очень молодым человеком, пил чай у Розанова с Флоренским. На вопросы, как это было, он всегда с юмором отвечал: “С малиной”». Источник: Андрей Романович Бессмертный-Анзимиров. АЛЕКСАНДР.
  4. «Нынешняя свобода забыла о равенстве и братстве». Интервью со Светланой Семеновой. – www.роrtalslovo.ru. Кстати, именно отец Николай подал Георгию Дмитриевичу Гачеву мысль о необходимости исследования национальных особенностей выражения религиозного чувства. Этой теме посвящена последняя книга Гачева «Образы Божества в культуре: национальные варианты». См.: Сергеева Татьяна. Он между нами жил и мыслил. – www.mospravda.ru.