В.М. Сытина об о. Иосифе Фуделе

Ранее не публиковалось. [Источник: фонд Дома Русского Зарубежья, фонд 008 «Семейный архив Фуделей», опись 1, дело 20, рукопись/машинопись]

Урок (воспоминания ученицы1)

В классе девочки лет 12 – 13, их мало, всего 38 человек. Парты вытянулись в два параллельные ряда. Между ними широкий проход – коридор. По нему любят прохаживаться наши педагоги. Перед нами в перспективе видна длинная, светлая и красивая зала с колоннами, обычно в середине дня залитая солнцем. Туда хочется смотреть, разглядывая все уже как будто слишком знакомое и примелькавшееся, но в часы солнечные оживающее. Оттуда после перемены неторопливой походкой идут, приближаясь, наши учителя, обычно не сразу, а с промежутками. Мы ждем и не очень тихо себя ведём, но сегодня первый урок после большой перемены Закона Божия и все немножко притихли, т.е. жужжат шопотом. Вот, как всегда медленно, поворачивает в нашу сторону фигура батюшки о. Иосифа и мы, если ещё не успели, достаём учебник и Новый Завет, обязательно славянский. И я достаю и кладу на верхний край парты, чтобы батюшке удобно было его взять, когда понадобится. Обычно он читает с нами Евангелие на каждом уроке и учит нас читать правильно и выговаривать получше славянские слова. Сидим очень тихо, только на задних партах иногда какое-то чрезмерное веселье, но стоит о. Иосифу только поднять голову и сказать одно слово тоном вопроса — как всё немедленно стихает. Девочки его любят и чувствуется, что как бы берегут. Он приходит обычно усталый, по виду слабенький, но всегда спокойный и приветливый. Спросит, выучили ли мы заданный урок, иногда кого-нибудь спросит, а иногда и нет, и отметит, что надо выучить к следующему уроку. Затем, взяв Новый Завет, встаёт и, тихонько похаживая между нашими рядами, начинает с нами беседовать. Так проходит больше половины урока, нам хорошо его слушать, и вдруг он перестаёт казаться нам слабым и усталым, а заставляет нас самих собраться и слушать с непритворным вниманием и интересом, самым искренним и серьёзным, его тихий разговор с нами.

Я помню, как вчера, несколько его бесед, особенно для нас тогда удивительно нужных. «Удивительно» я говорю потому, что казалось, что «как же он мог так угадать», что именно это и требовало в нас ответа и вставало вопросом уже не раз.

«Вот, девочки, я хотел вам что сказать; это вам очень нужно знать, вы ведь ещё маленькие люди, окружены взрослыми, и всякие при вас бывают разговоры и разных людей вы встречаете, и не всегда всё, что слышите, вас радует и веселит, а иногда и очень огорчает. Ведь и взрослые не всегда бывают правы, а вы как меленькие ещё не можете, не имеете права им возражать и не знаете, как быть, и это очень переживаете, не находя выхода. И, правда, ну как же быть, что делать, чтобы и самим немножко защититься и взрослых успокоить и, может быть, немножко и им помочь? Я знаю, как вам бывает трудно и даже горько иной раз, и вы чувствуете себя совсем беспомощными. И вот что самое главное, что вы запомните: это что у вас в руках есть могучее оружие, которое всё побеждает и всем доступно – молитва. Вы можете помолиться за тех, кому вы не имеете права ни сделать замечание, ни возразить, а может быть, и побоитесь просто это сделать. Не думайте, что молитва – это только высказывание молитв словами, которые прозвучали и замолкли, попытайтесь прибегнуть к ней, и вы почувствуете, какая великая сила кроется в ней. И когда она вам поможет, то уже не отступайте и не забывайте , как она вам помогла. Мне хочется вас предупредить, вам предстоит много труда, много разных трудных и казалось бы, безвыходных случайностей – никогда не думайте, что вы одиноки и никто вам не поможет. А теперь давайте почитаем Евангелие. Где мы остановились в прошлый раз?»

Так проходили уроки, и много было предлогов нас поправить, нам объяснить – где кроется ограждающая нас сила, как и над чем потрудиться, чтобы открылись и развились наши «душевные силы».

Вот опять урок, мы читаем Евангелие, батюшка нас поправляет очень терпеливо и любяще. Все читаем, но порознь, по очереди. Беседа после этого идёт о том, как просыпается в нас чувство живого тяготения к Богу. У всех оно есть. Но это обращение к Нему нельзя покинуть, оставить на произвол: «Как пойдёт, так само пойдёт». Это чувство обращения к Богу живому надо беречь как нежнейший молодой зелёный росточек, только что вышедший из земли. Он ещё такой неокрепший, нуждается в бережном уходе, сам ничего ещё не умеет себе дать, надо его уберечь и укрепить, чтобы он вырос крепким и был нашей и главной надеждой и опорой.

«Берегите это чувство в себе, не дайте ему завянуть». После такой беседы и такого чтения, Евангелие бережнее убиралось и внутреннее имущество душевное пересматривалось с большей осторожностью.

Так мы росли, имея душевный «уход» нашего доброго наставника, который, наверное, не знал, как глубоко западали его слова в наши сердца.

Тем более, что он никогда не читал нам наставлений, а только слово Божие, и беседовал как с вполне разумными, хотя ещё и малыми и слабыми детьми.

(Рукопись не датирована, но 6-я страница записана на обложке ученической тетради, дата выпуска которой – III квартал 1972 г.)

В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 01В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 02В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 03В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 04В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 05В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 06В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 07В.М.Сытина об отце Иосифе Фуделе. Стр. 08

Примечания:

  1. В.М. Сытиной