Ранее не публиковалось. [Источник: фонд Дома Русского Зарубежья, фонд 008 «Семейный архив Фуделей», опись 1, дело 20, рукопись/машинопись]
Урок (воспоминания ученицы1)
В классе девочки лет 12 – 13, их мало, всего 38 человек. Парты вытянулись в два параллельные ряда. Между ними широкий проход – коридор. По нему любят прохаживаться наши педагоги. Перед нами в перспективе видна длинная, светлая и красивая зала с колоннами, обычно в середине дня залитая солнцем. Туда хочется смотреть, разглядывая все уже как будто слишком знакомое и примелькавшееся, но в часы солнечные оживающее. Оттуда после перемены неторопливой походкой идут, приближаясь, наши учителя, обычно не сразу, а с промежутками. Мы ждем и не очень тихо себя ведём, но сегодня первый урок после большой перемены Закона Божия и все немножко притихли, т.е. жужжат шопотом. Вот, как всегда медленно, поворачивает в нашу сторону фигура батюшки о. Иосифа и мы, если ещё не успели, достаём учебник и Новый Завет, обязательно славянский. И я достаю и кладу на верхний край парты, чтобы батюшке удобно было его взять, когда понадобится. Обычно он читает с нами Евангелие на каждом уроке и учит нас читать правильно и выговаривать получше славянские слова. Сидим очень тихо, только на задних партах иногда какое-то чрезмерное веселье, но стоит о. Иосифу только поднять голову и сказать одно слово тоном вопроса — как всё немедленно стихает. Девочки его любят и чувствуется, что как бы берегут. Он приходит обычно усталый, по виду слабенький, но всегда спокойный и приветливый. Спросит, выучили ли мы заданный урок, иногда кого-нибудь спросит, а иногда и нет, и отметит, что надо выучить к следующему уроку. Затем, взяв Новый Завет, встаёт и, тихонько похаживая между нашими рядами, начинает с нами беседовать. Так проходит больше половины урока, нам хорошо его слушать, и вдруг он перестаёт казаться нам слабым и усталым, а заставляет нас самих собраться и слушать с непритворным вниманием и интересом, самым искренним и серьёзным, его тихий разговор с нами.
Я помню, как вчера, несколько его бесед, особенно для нас тогда удивительно нужных. «Удивительно» я говорю потому, что казалось, что «как же он мог так угадать», что именно это и требовало в нас ответа и вставало вопросом уже не раз.
«Вот, девочки, я хотел вам что сказать; это вам очень нужно знать, вы ведь ещё маленькие люди, окружены взрослыми, и всякие при вас бывают разговоры и разных людей вы встречаете, и не всегда всё, что слышите, вас радует и веселит, а иногда и очень огорчает. Ведь и взрослые не всегда бывают правы, а вы как меленькие ещё не можете, не имеете права им возражать и не знаете, как быть, и это очень переживаете, не находя выхода. И, правда, ну как же быть, что делать, чтобы и самим немножко защититься и взрослых успокоить и, может быть, немножко и им помочь? Я знаю, как вам бывает трудно и даже горько иной раз, и вы чувствуете себя совсем беспомощными. И вот что самое главное, что вы запомните: это что у вас в руках есть могучее оружие, которое всё побеждает и всем доступно – молитва. Вы можете помолиться за тех, кому вы не имеете права ни сделать замечание, ни возразить, а может быть, и побоитесь просто это сделать. Не думайте, что молитва – это только высказывание молитв словами, которые прозвучали и замолкли, попытайтесь прибегнуть к ней, и вы почувствуете, какая великая сила кроется в ней. И когда она вам поможет, то уже не отступайте и не забывайте , как она вам помогла. Мне хочется вас предупредить, вам предстоит много труда, много разных трудных и казалось бы, безвыходных случайностей – никогда не думайте, что вы одиноки и никто вам не поможет. А теперь давайте почитаем Евангелие. Где мы остановились в прошлый раз?»
Так проходили уроки, и много было предлогов нас поправить, нам объяснить – где кроется ограждающая нас сила, как и над чем потрудиться, чтобы открылись и развились наши «душевные силы».
Вот опять урок, мы читаем Евангелие, батюшка нас поправляет очень терпеливо и любяще. Все читаем, но порознь, по очереди. Беседа после этого идёт о том, как просыпается в нас чувство живого тяготения к Богу. У всех оно есть. Но это обращение к Нему нельзя покинуть, оставить на произвол: «Как пойдёт, так само пойдёт». Это чувство обращения к Богу живому надо беречь как нежнейший молодой зелёный росточек, только что вышедший из земли. Он ещё такой неокрепший, нуждается в бережном уходе, сам ничего ещё не умеет себе дать, надо его уберечь и укрепить, чтобы он вырос крепким и был нашей и главной надеждой и опорой.
«Берегите это чувство в себе, не дайте ему завянуть». После такой беседы и такого чтения, Евангелие бережнее убиралось и внутреннее имущество душевное пересматривалось с большей осторожностью.
Так мы росли, имея душевный «уход» нашего доброго наставника, который, наверное, не знал, как глубоко западали его слова в наши сердца.
Тем более, что он никогда не читал нам наставлений, а только слово Божие, и беседовал как с вполне разумными, хотя ещё и малыми и слабыми детьми.
(Рукопись не датирована, но 6-я страница записана на обложке ученической тетради, дата выпуска которой – III квартал 1972 г.)
Примечания:
- В.М. Сытиной ↩