Самочатова Н. А. Значение выбора круга чтения для формирования нравственных ценностей молодежи

по материалам статьи прот. Иосифа Фуделя «Интеллигенция и народ в современном их сближении»

Надежда Александровна Самочатова
Доклад на научно-практической конференции «Епархиальные Рождественские чтения», г. Юрьев-Польский, 25 октября 2017 г.

Досточтимые отцы, братья и сестры, дорогие друзья!

Протоиерей Иосиф Фудель. 1910-е гг. Источник: http://www.rp-net.ru/book/vystavki/fudeli.phpМой доклад о выборе круга чтения и значении этого выбора для формирования нравственных ценностей я основывала на статье известного московского протоиерея Иосифа Фуделя. Иосиф Фудель – священник, был настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме в течение 15 лет с 1892 по 1907 гг. Затем был переведен в храм Николы в Плотниках на Арбате, так как отказался придавать своим беседам с заключенными политически-назидательный характер. Истинный пастырь, общественный деятель, активный участник кружка ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви, основанного М.А. Новоселовым, он был автором многих статей о жизни церкви, просвещении, образовании человеческой души.

Одна из статей, написанная им около 1895 года, называлась «Интеллигенция и народ в современном их сближении»1. Поводом к написанию статьи была тревога о сложившемся положении дел с так называемым «народным образованием». К концу XIX века народное образование заключалось главным образом в нескольких годах обучения церковно-приходской школы, где обучали читать и писать в основном на богослужебных текстах, по Псалтири. Известное движение «народников» 60-х гг. XIX века приобрело форму «крестового похода против невежества» по их собственному выражению.

«Крестовый поход против невежества»Основная их идея состояла в том, что народ необходимо «просвещать», т.е. дать ему возможность получить обширные познания о чем угодно: о мире, природе, обществе, человеке. Тем самым, приобретая знания, народ «просвещается», становится облагороженным, возвышается. Для этой цели издавалась масса разной литературы, в том числе художественной, организовывались библиотеки, склады книг, откуда они могли распространяться в отдаленные губернии, по селам и деревням.

Вот в таком понимании просвещения, «распространении накопленных знаний повсюду» священник Иосиф Фудель видел серьезную угрозу не только и не столько образованию, сколько вообще жизни русского народа, здоровью общества.

Знание и просвещение


Одна из основных мыслей статьи состоит в том, что далеко не всякое чтение, и даже совсем не одно только чтение способствует просвещению человека. И прежде всего, отец Иосиф предлагает разобраться с понятиями: что такое «знание», что мы под этим понимаем, и что такое «просвещение».

«Знание, в каком угодно размере, начиная от знания начертания буквы и кончая знаниями в области высших наук, есть не что иное, как знакомство с фактами и соотношениями этих фактов».

«Просвещение же есть развитие духовной стороны человека, развитие зерна Богоподобия, заложенного в душе каждого человека, прояснение в нем образа Божия».

«Знание, само по себе не дает человеку ни нравственного руководства в деятельности, ни смысла жизни. Просвещение дает и то и другое. Можно достичь вершин человеческого знания и иметь в своем сердце ледяную пустыню… с другой стороны, можно не знать, отчего гром гремит, движется земля или нет – и в то же время быть не только просвещенным человеком, но и светить людям тихим сиянием нравственного совершенства»2.

Это, по словам о. Иосифа, «простые истины, которые тысячи раз высказывались» и которые поэтому совестно повторять. Тем не менее, до сих пор существует путаница этих понятий в обществе.
«Еще долго будут считать “просвещением” народа распространение в нем обрывков знания, т.е. того, что называется полу-знанием, полу-невежеством, еще долго наша интеллигенция будет благоговейно преклоняться перед тем же полу-знанием, так как истинное знание доступно очень немногим»3.

Реакция на Эпоху Просвещения


Маркиз де Кондорсе (1743 — 1794), французский философ, математик, родоначальник теории прогресса. Источник изображения: Википедия.Идеи Просвещения родились в Европе в XVIII веке. Тогда почти все думали как французский мыслитель маркиз де Кондорсе (1743 — 1794):

«Всеобщее, беспрерывно улучшающееся образование составляет единственное лекарство против общих причин бедствий рода человеческого»

Можно заметить в скобках, что многие и по сей день так думают. Отец Иосиф обращает внимание, что к началу XX в Европе, откуда пришли и где родились эти идеи «просвещения» как знания «о» (о чем-то), забили тревогу: некоторые ученые высказываются против культа знания.

На пороге ХХ века французский философ Альфред Фуллье (1838 – 1912) главный недостаток системы обучения видит в преобладании элемента умственного и рассудочного. Значение знаний для нравственности, особенно естественно-научных преувеличивают. Давая знания без укрепления нравственности мы даем лишь более сильное орудие для дурных наклонностей.

«Ребенок может сколько угодно учиться арифметике, знать голландские мысы, американские озера и целую кучу исторических анекдотов: его дурные наклонности ничуть не переменятся».

Иван Сергеевич Аксаков (1823 – 1886), русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения. Источник изображения: Википедия.Отец Иосиф вспоминает слова английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903) о том, что «вера во всемогущество школы, в книжные уроки и чтения принадлежит к числу главных суеверий нашего времени». Или, как писал русский публицист, общественный деятель, славянофил Иван Сергеевич Аксаков (1823 – 1886): «грамотность … может, конечно, послужить к добру, но так же и к составлению подложных актов».

Христианское мировоззрение


Для о. Иосифа важно понятие «христианского мировоззрения», мировоззрения православного христианина.

Мировоззрение христианское, выраженное простым языком: «всё на небе». Счастье не здесь, а там, в будущей жизни. «Отсюда и все в этой временной жизни получает ценность постольку, поскольку оно служит главной, точнее сказать, единственной цели». Отсюда любовь в народе к чтению «божественной» литературы: книг Священного Писания, житий святых. Противоположное православному христианскому мировоззрение: «всё на земле» (привязанности, цель, счастье, правда, смысл). Там – ничего нет или неизвестность. Цель нашей жизни – достижение счастья человеческого здесь. Этот мотив может принимать разные виды, но суть его всегда одна.

«Различные либералы, революционеры, толстовцы могут сколько угодно разногласить между собой о характере идеала, о средствах достижения его, но все они согласны в одном, что этот идеал достижим здесь, на земле»4.

Главнейшим орудием достижения земного благополучия является развитие и распространение реального знания. Отсюда — культ знания, культ современного прогресса, вера в то, что наука и прогресс уничтожат все зло на земле. Как следствие, в школьном обучении на первый план выдвигается ознакомление детей с возможно большим количеством сведений о мире. «Ведение» всякого рода считается целью школьного образования; чем более обрывков знания вынесет ребенок из школы, тем лучше.

Значение книги, содержание чтения


Всем известна та выдающаяся роль, которую играет книга в развитии каждого человека. Известный подбор книг (хороших или дурных) действует воспитывающим образом в образовании ума, характера и наклонностей.
Однако созидательным может быть только чтение такой литературы, которая соответствует мировоззрению христианскому. Чтение литературы другого рода может быть только разрушительно.

Из всего вышесказанного становится понятно, что выбор чтения совсем не тривиальная задача, поскольку любое чтение, даже если оно предпринимается с целью развлечения, воздействуют на формирование души человека.

Христианское просвещение

Моей задачей было на материале статьи протоиерея Иосифа Фуделя показать масштаб проблемы. Вывод таков: только на основе подлинного христианского просвещения можно говорить о нравственном формировании личности, а значит и о выборе книг для чтения, как важной составляющей в образовании человека.

Но в заключение мне хотелось бы сказать несколько слов о развитии идей подлинного просвещения в наше время в том духе, в котором о нем говорит отец Иосиф. Уже несколько десятилетий в русской православной церкви возрождается и живет институт катехизации, систематического огласительного научения вере, чего не было в то время, когда была написана изучаемая нами статья. Задачу такого последовательного, осознанного приобщения жизни церкви ставит в своей статье отец Иосиф. Он говорит о том, что христианское мировоззрение в народе не осознанно, что задача его времени в том, чтобы христианство стало осмысленным.

«… народ наш остается до сих пор младенцем по вере. Тут открывается неизмеримое поле для работы. Необходимо ниву народную …возделывать, т.е. возводить православно-христианское просвещение народа до сознательного усвоения его народом, до сознательного отношения ко всему с точки зрения этого просвещения»5.

Таким образом, для нашего современника, живущего в России, возможностей приступить к таинству Просвещения гораздо больше. При многих храмах существуют воскресные школы для взрослых, созданные именно с этой целью, и хотя часто они представляют собой формальные две-три беседы перед крещением, есть такие, где действительно они выполняют свою задачу, поскольку представляют собой длительное систематичное научение вере.

Примечания:

  1. С 1895 по 1897 гг. в журналах «Русское Обозрение» и «Русское Слово» было напечатано несколько его статей на тему образования и просвещения. В 1897 г. в Синодальной типографии в Москве был напечатан сборник этих статей под общим названием «Народное образование и школа».
  2. Иосиф Фудель, свящ. Народное образование и школа. М.: Синодальная типография, 1897. С. 43—44.
  3. Там же. С. 44.
  4. Там же. С. 38.
  5. Там же. С. 20.