Самарин Александр Дмитриевич (1868 — 1932)

Введение

А.Д. Самарин в 1915 г. Источник: https://www.101km.org/samarinДля С.И. Фуделя Александр Дмитриевич Самарин был одним из «живых носителей духа раннего славянофильства», которое Сергей Иосифович понимал как «возврат к чистому христианству», «яркое, смелое и чистое» движение к «преображению всей России на основе христианства»1. Такое впечатление сложилось не только у Сергея Иосифовича. О репутации, которой А.Д. Самарин пользовался в церковных кругах, свидетельствует следующее обстоятельство: когда в 1917 году возникла необходимость избрать нового митрополита Московского, А.Д. Самарин, не будучи клириком и монахом, стал одним из двух кандидатов. Во время предварительного голосования он получил столько же голосов, что и архиепископ Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. С.И. Фудель вспоминает:

«А.Д. Самарина я еще помню на литургии в Успенском соборе, уже после епархиального съезда, на котором большинство всего в несколько голосов получил второй кандидат на московскую митрополию – Тихон. Когда подходили к кресту, который держал новый митрополит, я видел, как он с улыбкой привета и уважения сделал движение вперед к подходившему Александру Дмитриевичу»2.

В биографии А.Д. Самарина много ярких событий: он был обер-прокурором Святейшего синода в 1915 году, участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, после 1918 г. многократно подвергался арестам, тюремному заключению и ссылкам. В 1920 г. ему был вынесен смертный приговор, замененный на тюремное заключение произвольного срока «до окончательной победы мирового пролетариата над мировым империализмом».

С.И. Фудель о роли движения славянофилов в истории России и Русской Церкви

Александр Дмитриевич Самарин в 1891 г. Источник: Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТГУ, 2001.Называя А.Д. Самарина ранним славянофилом, С.И. Фудель подчеривал свою близость к нему: он с ранней молодости был связан с кругом людей, которых называли «молодые славянофилы»3. Более того, по воспоминаниям Сергея Иосифовича, его отец «до конца жизни» в каком-то смысле оставался «ранним славянофилом»4.

В синодальную эпоху, когда роль церкви во многом сводилась к функциям фиксации «актов гражданского состояния» (рождение/крещение, брак/венчание, смерть/отпевание), а верховная власть в Церкви была прямо присвоена императору, который реализовал ее через им созданный и через обер-прокурора контролируемый Синод5, призыв славянофилов вернуться к понятию о Церкви как о богочеловеческом организме звучал необычно. Как писал дядя А.Д. Самарина, Ю.Ф. Самарин: «Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви»6.

С.И. Фудель пишет:

«Светлая неожиданность славянофильства в том, что после давнего разложения образованного общества и его дехристианизации в XVIII веке возникло движение яркое, смелое и чистое к возрождению христианства в этом образованном обществе и к преображению всей России на основе христианства. Суть славянофильства, конечно, не “славяне” и совсем даже не “народ” как таковой, а только христианский народ, то есть Церковь.
<…>
Возврат к чистому христианству – вот что такое старое славянофильство, имеющее очень мало общего с позднейшим национализмом и реакцией. Эта суть славянофильства драгоценна нам теперь тем более, что всю широту понятия истинного христианства они уместили в ясное определение Церкви как богочеловеческого организма, то есть вернули экклезиологию к ее первоисточнику: к учению апостола Павла. “Введение его (понятия Церкви) в наше религиозное сознание, — пишет Вл. Соловьев, — есть главная и неотъемлемая заслуга славянофильства”7»8.

А.Д. Самарин и Поместный Собор 1917–1918 гг.

После отречения царя Николая II от престола в начале марта 1917 г. обер-прокурором Святейшего Синода от временного правительства был назначен В.Н. Львов. Его краткая деятельность на посту обер-прокурора была противоречивой: с одной стороны, он способствовал созыву Поместного Собора и общему характеру выборности делегатов на него, а с другой — действовал вне всякого уважения к канонам Церкви, но вполне в традиции подчинения ее государственной власти. Так, он явился с охраной в покои митр. Макария (Невского) на Троицком подворье и угрозами вынудил написать прошение об уходе на покой9. Однако на заседании 9–13 марта Синод посчитал действия Львова неканоничными и незаконными и прошение не принял. В ответ на это обер-прокурор на следующий день добился издания Временным правительством указа об освобождении от присутствия в Синоде всех его членов, кроме Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского), и о назначении новых членов. Синод в новом составе 20-ого апреля послушно уволил митр. Макария на покой10. Таким образом, московская кафедра оказалась свободной.

Дочь А.Д. Самарина11 вспоминает:

«Решено было предсоборным совещанием назначить выборы Московского митрополита, предварительно проведя подготовительную работу по определению кандидатов. Как это делалось, я не знаю и не помню, но только вдруг оказалось, что из двух намеченных кандидатов один — архиепископ Тихон Ярославский, а второй — не архиерей и даже не священник, а мирянин Александр Самарин. Выбирала Москва и Московская епархия. Оказалось, что популярность моего отца очень велика среди православных людей»12

Хотя на итоговом голосовании больше голосов получил будущий патриарх Тихон (Белавин), сам факт выдвижения А.Д. Самарина и получения им значительного числа голосов (303 голоса при 481 голосе у архиеп. Тихона; на предварительном голосовании он и архиепископ Тихон получили равное число голосов13) свидетельствует о доверии и к нему лично, и к той церковной позиции, которую он выражал.

А.Д. Самарин был членом Братства во имя святителей Московских14, в которое входили также прот. Иосиф Фудель, М.А. Новоселов, С.Н. Дурылин и многие другие из московского круга общения С.И. Фуделя; старший брат А.Д. Самарина, Федор Дмитриевич Самарин, был первым председателем совета Братства15. Прот. Иосиф Фудель, будучи хорошо знаком с Александром Дмитриевичем, отмечал в нем «ясное сознание задач церковной современности, ту чуждую всякой политики ревность к церковному делу, которые так редки в русской иерархии и так необходимы в Русской Церкви»16.

Круг общения, который сложился вокруг М.А. Новоселова и впоследствии вошел в Братство, влиял на А.Д. Самарина, он был выразителем его идей, и то доверие, которое оказывалось Самарину, можно перенести и на эти идеи. И, возможно, члены братства видели в А.Д. Самарине того человека, который мог бы идеи Братства и славянофилов донести до более широкого круга людей в лоне Церкви.

А.Д. Самарин на посту обер-прокурора (5 июля — 25 сентября 1915 года)

Сергей Иосифович связывает назначение А.Д. Самарина обер-прокурором Святейшего Синода с надеждой большой части русского дворянства на победу в «глухой борьбе» с Распутиным. Он вспоминает:

«Мой отец давно знал его и высоко ценил, и, когда Александра Дмитриевича незадолго до революции назначили обер-прокурором Св. Синода, я помню, что отец пошел на телеграф (мы жили тогда на даче) и послал ему поздравление. Тогда шла глухая борьба против Распутина, против разложения правительства и церковного руководства, и назначение Александра Дмитриевича воспринималось как победа в этой борьбе. Помню неудачную попытку повлиять на лиц, ослепленных страшным мужиком, через оптинского старца Анатолия, привезенного для этого в Петербург. Помню передаваемые из рук в руки, не помещаемые в газетах стенограммы антираспутинских речей в Государственной думе. Помню рассказ о том, что Распутин уже в полном ослеплении от своей власти послал на фронт великому князю Николаю Николаевичу телеграмму с уведомлением, что он выезжает к нему в Ставку, и краткий телеграфный ответ главнокомандующего: “Приезжай, повешу”»17.

А.Д. Самарин (до 1915). В должности Егермейстера, действительный статский советник. Источник: Левенсон, М.Л. Государственный совет: [портреты и биографии]. — Петроград: Тип. Петроградской тюрьмы, 1915. С. 138. Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самарин,_Александр_ДмитриевичА.Д. Самарин был выбран через губернские организации дворянства, чтобы выразить озабоченность относительно приближения Распутина к царской чете и распространения его политического влияния. Дочь вспоминает: «И вот в Царском Селе, в кабинете Царя, отец был принят один. Царь выслушал его внимательно и, по словам отца, был как будто несколько удивлен тем огромным значением, которое народ придавал в то время гнусному влиянию Распутина. Это горячее обращение многих и многих русских людей, так смело и открыто высказанное перед Царем, ничего не дало и не изменило в действиях правительства»18.

Как понятно из сказанного С.И. Фуделем выше, великий князь Николай Николаевич, главнокомандующий русской армией с начала Первой мировой войны (отстранили его от должности 19 августа 1915 года), был убежденным и открытым противником Распутина. Вероятно, он повлиял на назначение А.Д. Самарина обер-прокурором Святейшего Синода, которое было предложено ему императором Николаем вскоре после этого обращения. Александр Дмитриевич, по воспоминаниям дочери, воспользовался приглашением в ставку императора для того, чтобы еще раз повторить предостережения относительно Распутина; само назначение он принял как трудное бремя, от которого, однако, он не мог отказаться. У его дочери сохранились черновые записи разговора с Царем, из которых следует, что Александр Дмитриевич «говорил о своей неподготовленности к работе в должности обер-прокурора, о том, что его место в Москве — сердце России, где он не чиновник, а представитель общественного сознания»19.

Несмотря на то, что А.Д. Самарин пребывал на должности обер-прокурора меньше трех месяцев, Московская духовная академия избрала его после отставки своим почётным членом «во уважение к его кратковременному, но самоотверженному и полному святой ревности о славе Русской православной церкви служению в должности обер-прокурора Св. Синода»20.

Репрессии после революции 1917 г.

После 1918 г. многократно подвергался арестам и тюремному заключению (в 1920 г. ему был вынесен смертный приговор, замененный на тюремное заключение произвольного срока «до окончательной победы мирового пролетариата над мировым империализмом»), впоследствии ссылкам. Его крестный путь подробно описан в воспоминаниях дочери Елизаветы Самариной-Чернышевой, которая постоянно была рядом с ним, и последовала за ним в ссылку в Якутию (1926–1929). После получения «административного минуса» Александр Дмитриевич поселился в Костроме (1929–1932) и там, незадолго до преставления, был на короткое время арестован. После этого ареста дочь переехала к нему и последние несколько месяцев находилась с ним21.
А.Д. Самарин с дочерью Елизаветой в ссылке. 1927 г., Якутия. Источник: Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТГУ, 2001.А.Д. Самарин с дочерью Елизаветой в ссылке. 1927 г., Якутия. Источник: Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТГУ, 2001.

Елизавета Александровна Самарина-Чернышева в Поленово

Могила Е.А. Чернышевой-Самариной (1905–1985) на кладбище в с. Бехово Тульской области, 2023 г. В одной ограде с ней находятся могилы дочерей художника В.Д. Поленова Наталии (1898–1964) и Ольги (1894–1973), его внучки Е.А. Поленовой (1927–2017), а также Анны Дмитриевны Самариной (1872–1958, NB: на кресте указан этот год, а в книге «Самарины. Мансуровы: воспоминания родных» на с. 226 приведены годы жизни 1872–1953), сестры А.Д. Самарина. Крест слева от креста Е.А. Чернышевой-Самариной, оформленный в другом стиле, содержит полустертую надпись: «20.04.1904 — 15.06.1965 Самарин Юрий Александрович» (т.е. старший сын А.Д. Самарина).После преставления отца Е.А. Самарина вышла замуж за друга юности С.И. Фуделя Николая Чернышева. Во время большого террора 1937–1938 гг. Николай пропал без вести, и Елизавета Александровна осталась одна с детьми. Вероятно, уже после войны она переехала в дом-музей В.Д. Поленова, в который незадолго до того вернулся в качестве директора сын художника, Дмитрий Васильевич Поленов (они вместе с женой были арестованы в 1937 г. по ложному обвинению в шпионаже в пользу Англии и приговорены к 8 годам концлагерей22). Е.А. Самарина преставилась в 1985 г. и похоронена в с. Бёхово, неподалеку от могилы В.Д. Поленова и в одной ограде с его дочерями.

Связь с другими церковными людьми

Круг общения А.Д. Самарина, в том числе среди церковных людей, был очень широк. Мы упомянем тут только некоторые пересечения с кругом общения самого С.И. Фуделя.

  • Братство во имя святителей Московских:
  • Елизавета Александровна Самарина-Чернышёва, дочь А.Д. Самарина, последовавшая за отцом в ссылку в Якутию. После преставления отца вышла замуж за друга юности С.И. Фуделя Николая Чернышёва, который несколько раз упоминается Сергеем Иосифовичем в воспоминаниях. Была одной из первых читательниц произведений С.И. Фуделя после войны23.

Литература

  1. Фудель С.И. Воспоминания // Собрание сочинений в 3-х томах. Том первый, М.: Русский путь, 2001.
  2. Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТГУ, 2001. С. 119—203. Впервые опубликована: Московский вестник, №2, 1990 (С. 324—335) и Московский вестник, №3, 1990 (С. 240—286).
  3. Самарин Александр Дмитриевич. ПСТГУ, База данных новомучеников и исповедников Российских [URL].)
  4. Из «Дневника» профессора А.Д. Беляева (публ. Н. Кривошеевой) // Богословский сборник №6 (2000). С. 100, 104. [URL].
  5. Никулин М. В. Самарин Александр Дмитриевич // Большая российская энциклопедия. [URL].
  6. Старостенкова Е.Е. Александр Дмитриевич Самарин (1868-1932). К 150-летию со дня рождения. Доклад на семинаре «Лики эпохи» (Москва, 26 ноября 2017 г.) [URL].

Примечания:

  1. Фудель С.И. Воспоминания // Собрание сочинений в 3-х томах. Том первый, М.: Русский путь, 2001. С. 74–75.
  2. Там же.
  3. См. Розанов, В.В. Бердяев о молодом московском славянофильстве // Московские ведомости от 17 (30) августа 1916 г., №189.
  4. Фудель С.И. Воспоминания // Ук. соч. С. 74—75.
  5. Ср.: «Таковыя различныя Коллегии, по различию дел и нужд Государственных, Державнейший Царь Всероссийский, Петр Первый премудре на пользу отечества державы Своея уставил в лето 1718. А яко Христианский Государь, правоверия же и всякаго в церкви Святей благочиния блюститель, посмотрев и на духовныя нужды, и всякаго лучшаго управления оных возжелав, благоволил уставити и духовное Коллегиум…» — Духовный регламент 1721 г. [URL].
  6. Самарин Ю.Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений А. С. Хомякова // Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. XXI. Цит. по: Фудель С.И. Воспоминания // Ук. соч. С. 74–75.
  7. Cоловьев В.С. История и будущность теократии // Полн. собр. соч., СПб., 1901. Т. 4. С. 223.
  8. Там же.
  9. Макарий (Невский), митр. // Православная энциклопедия. Т. 42, С. 390—401. URL: https://www.pravenc.ru/text/2561280.html.
  10. Львов, Владимир Николаевич // Православная энциклопедия. Т. 41, С. 727—729. URL: https://www.pravenc.ru/text/2110953.html
  11. Елизавета Александровна Самарина-Чернышёва (1905 — 1985). Занималась активной помощью репрессированному духовенству [База ПСТГУ], последовала за отцом в ссылки. После смерти А.Д. Самарина вышла замуж за друга С.И. Фуделя Николая Сергеевича Чернышёва, его первой женой была преставившаяся в 1934 г. сестра Сергея Иосифовича Лида Иосифовна. Подробнее о них можно прочитать в воспоминаниях сына, С.Н. Чернышёва: Чернышёв С.Н. Самарины-Чернышёвы: предвоенные, военные годы // Непридуманные рассказы о войне [URL].
  12. Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М.: ПСТГУ, 2001. С. 141—142.
  13. Из «Дневника» профессора А.Д. Беляева (публ. Н. Кривошеевой) // Богословский сборник №6 (2000). С. 100, 104. [URL].
  14. См. список членов Братства Святителей Московских.
  15. Черепанов Д.Д. От проектов приходской реформы к вопросу о «верном»: рецепция идей Братства Святителей Московских в творчестве С.И. Фуделя // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. №80 (2018). С. 37—51. См. также раздел «Кружок и братство. Общественная деятельность» в статье о М.А. Новоселове.
  16. Из воспоминаний С.Н. Дурылина об о. Иосифе Фуделе: «Отец Иосиф один из первых прямо и решительно выдвинул кандидатуру Самарина, столь неожиданную для многих… Самарин в его глазах, при несомненной своей (даже и для противников его) строгой, ясной и твердой церковности, ввел бы в русскую иерархию ту спокойную энергию, то ясное сознание задач церковной современности, ту чуждую всякой политики ревность к церковному делу, которые так редки в русской иерархии и так необходимы в Русской Церкви. В Самарине можно было не бояться проявления застарелых недостатков русского духовенства как сословия, его сословных, исторически объяснимых слабостей. Строгая церковность и благоговение перед Церковью заставили бы его (Самарина) забыть сословность и того круга, из которого он сам вышел… Это был бы, по мнению о. Иосифа, епископ, лишенный недостатков и слабостей той среды, из которой обычно поставлялись русские епископы. Одно это, даже если бы не было ничего другого, было бы большим счастьем для русской иерархии» (цит. по Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Ук. соч. С. 142—143.
  17. Фудель С.И. Воспоминания. Ук. Соч. С. 72—73.
  18. Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Ук. соч. С. 138.
  19. Там же. С. 139.
  20. Старостенкова Е.Е. Александр Дмитриевич Самарин (1868-1932). К 150-летию со дня рождения. Доклад на семинаре «Лики эпохи» (Москва, 26 ноября 2017 г.) [URL].
  21. Чернышева-Самарина Е.А. Александр Дмитриевич Самарин // Ук. соч. С. 144–155, 157–203.
  22. Литературно-художественный проект 37/101. В 2-х частях. Поленово, 2017, 2019.
  23. Прот. Николай Балашов, Сараскина Л.И. Сергей Фудель. М.: Русский путь, 2011. С. 199.